Слушаем музыку. Что? Как? Когда?
Какую слушать музыку? Которая нравится, конечно, ответите вы. Но как не пропустить ту, что может тебе понравиться? Как в условиях ограниченного времени успеть ознакомиться с новинками, когда ты знаешь, что столько ещё не переслушано старого? Как охватить творения прошлого и (а не или) интересные новинки и современные тренды?
Архаичные меломаны, типа меня, иногда используют такую ретроградскую методику: не спешить слушать новые имена и записи, а дать времени отфильтровать их – пять лет, и многие имена уже забыты. Кто-то скажет: «Дорога ложка к обеду, ты упускаешь время, надо слушать новинки, пока они в тренде». Но так ли хороша новинка, если через пять лет ясно, что это сплошное эпигонство или просто серенькая никчёмная песня, а аранжировка её воспринимается теперь просто нелепо?
Существует несколько методик:
- Специальные книги*, типа «1001 альбом, который нужно прослушать», «100 лучших альбомов 1970-х» и так далее. В целом это простой и, как правило, самый надёжный способ, если составители были беспристрастны и обладали хорошим вкусом.
- Стилистический подход – когда зацепил новый стиль, и, чтобы погрузиться в это направление (например, свинг, рэгги или краутрок), выбираются главные представители данного направления – Дюк Эллингтон, Боб Марли, группа Can, их наиболее значимые записи, и внимательно прослушиваются в хронологическом порядке.
- Рекомендации специалистов, колонки музыкальных критиков, обзоры новинок – тут всё сложнее и менее структурировано, но для новинок этот способ часто бывает наиболее эффективным.
- Рейтинги, чарты, данные продаж, просмотры в Youtube не самый простой способ, но при правильно выбранном источнике может быть довольно эффективным.
В США уже много лет организация The Recording Industry Association of America (RIAA), возникшая в 1952 году, изучает рынок звукозаписи. Одно из важнейших направлений её работы – унификация стандартов амплитудно-частотных характеристик (АЧХ) звукозаписи. В 40–50-е годы практически каждая фирма звукозаписи имела свою кривую АЧХ, и непонятно куда бы эти кривые могли завести индустрию, если бы не стандарт RIAA.
За годы в компании накопилась огромная статистика. В последние годы мы видим не только всепобеждающий рост цифровых файлов и стриминга, но и возрождение винила. Термины «платиновый диск» и «золотой диск», также появились благодаря статистике RIAA. Мне как меломану наиболее интересны данные по продажам альбомов и синглов.
Первая десятка с объёмами продаж альбомов в миллионах штук на май 2018 года:
- MICHAEL JACKSON THRILLER EPIC RECORDS – 33
- EAGLES EAGLES/THEIR GREATEST HITS 1971 – 1975 RHINO – 29
- BILLY JOEL GREATEST HITS VOLUME I & VOLUME II COLUMBIA – 23
- LED ZEPPELIN LED ZEPPELIN IV ATLANTIC – 23
- PINK FLOYD THE WALL COLUMBIA – 23
- AC/DC BACK IN BLACK EPIC – 22
- GARTH BROOKS DOUBLE LIVE CAPITOL NASHVILLE – 21
- FLEETWOOD MAC RUMOURS WARNER BROS – 20
- SHANIA TWAIN COME ON OVER MERCURY NASHVILLE – 20
- THE BEATLES THE BEATLES APPLE – 19
Привлекает внимание присутствие двух кантри исполнителей Гарта Брукса и Шания Твейн, но это рейтинг по США, так что ничего удивительного. Но если посмотреть продажи (в миллионах штук) в разрезе артиста, то тут у «Битлз» несколько другая картина:
- THE BEATLES – 178
- GARTH BROOKS – 148
- ELVIS PRESLEY – 146,5
- LED ZEPPELIN – 111,5
- EAGLES – 101
- BILLY JOEL – 82,5
- MICHAEL JACKSON – 81
- ELTON JOHN – 78
- PINK FLOYD – 75
- AC/DC – 72
Первая десятков лидеров по продажам включает в себя 4 британских группы и исполнителя, 5 из США, а AC/DC принято считать австралийской группой.
Для знакомства с поп- и рок-музыкой метод, основанный на изучении продаж хорошо подходит. Сложнее с джазом и классикой, но и тут можно найти свои источники. Процесс погружения и поиска своей музыки, открытие нового и часто забытого старого станет увлекательным и доставит вам огромное удовольствие. Копаетесь ли вы в архивах музыки рэгги, записанных на Ямайке на границе 60–70-х или брит-попа 90-х, слушаете ли новинки хип-хопа или джаз-мануш (jazz-manouche) 30-х годов, важен процесс и то удовольствие, которое вы от него получаете.
===========================================================================
* 1. 1001 Albums You Must Hear Before You Die by Robert Dimery 2016 Cassel в этом издании рекордсменом по альбомам является Дэвид Боуи – 9, по исполнителям – The Beatles, Боб Дилан, Нил Янг.
2. 1001 Classical Recordings You Must Hear Before You Die by Matthew Rye 2017 Chartwell Books
3. 100 Best Selling Albums of the 70s by Hamish Champ 2018 Amber Books Ltd