Миры Мати Кларвейна
Этот не самый традиционный выбор пластинок объединяет не только близкое время записи и то, что они являются яркими примерами смешения стилей, характерным для музыкальной революции начала 70-х, но и то, что автором обложек к ним был уникальный художник Мати Кларвейн.
Мати Кларвейн (Mati Klarwein) родился 9 апреля 1932 года в Гамбурге. Его отец – архитектор, выходец из Польши, еврей по национальности, a мать – немка, оперная певица. Ему не было и двух лет, когда семья, оценивая ситуацию, покинула Германию и переехала в Палестину. Позднее Кларвейн говорил: «Я только наполовину немец, и только наполовину еврей с арабской душой и африканским сердцем». Эта фраза, возможно, является ключом ко всему творчеству Мати Кларвейна. Второе имя – Абдул (Abdul Mati Klarwein) – он выбрал себе сам, так как, по мнению знавших его людей, «хотел иметь два имени – мусульманское и еврейское».
В Иерусалиме в возрасте 15 лет Мати поступил в художественный колледж, а в 1948-м, переехав с матерью в Париж, продолжил обучение в Академии Джулиана (Academia Julian). Позже он брал уроки у художника Фернанда Легера (Fernanad Leger), с которого и началось его знакомство с работами Сальвадора Дали и миром сюрреализма. Эрнст Фукс (Ernst Fuchs) – яркий представитель венской школы фантастического реализма – также оказал огромное влияние на становление Мати как художника.
Мати много путешествовал и все время рисовал. Вместе с отцом, который выиграл конкурс на строительство Кнесета, начал строить дом в небольшом местечке Дейа (Deia) на Майорке. Там сформировалось своего рода культурное общество во главе с британским поэтом и писателем Робертом Грейвсом (Robert Graves), ставшим его близким другом.
В 1965 году Кларвейн перебрался жить в Нью-Йорк. Его работы стали ближе к сюрреализму, но с сильным влиянием психоделии, витавшей в обществе, культуре и музыке тех лет. В Нью-Йорке он познакомился и подружился с Тимоти Лири (Timothy Leary), который заметил, что «Мати не нуждается в психоделиках». Фантазии и образы, рождаемые художником, возникали как из предыдущего опыта его путешествий и новой реальности, так и из увлечений различными направлениями не западной культуры.
Мати создал необычные портреты Джона Кеннеди, композитора и дирижера Леонарда Бернстайна и своего большого друга Джими Хендрикса. С 1955 года и до своей кончины в 2002 году Кларвейн стал автором (или при оформлении были использованы его картины) 52 обложек пластинок в разных музыкальных направлениях: джаз, рок, соул, классическая музыка.
Вот только три из них, вышедшие на американском лейбле Columbia (в Британии на CBS). Кроме художественной ценности обложек они сыграли важную роль в развитии современной музыки.
Miles Davis “Bitches Brew” 70 Columbia
Двойной альбом Майлза Дэвиса «Bitсhes Brew» (дословный перевод «Сучье варево»), был выпущен на Columbia в 1970 году. Нет смысла говорить о революционности этой записи и ее влиянии на дальнейшее развитие джаза. По сути именно с нее началось формирование и развитие стиля джаз-рок (фьюжн). Эта запись расколола мир джаза – многие считают эту пластинку культовой, но и не меньшее число любителей джаза не принимают ее совсем. Сторонники Дэвиса называют их «джазовыми пуристами». Послушать альбом надо обязательно, но для неподготовленных меломанов это будет непросто. Яркая и полная таинственных символов работа Мати Кларвейна на развороте обложки прекрасно дополняет записанную на пластинке музыку.
Santana “Abraxas” 70 Columbia
Пластинка “Abraxas” была записана после триумфального выступления на фестивале в Вудстоке в августе 1969 года. Рок-музыка стала немного иной. Это интересная смесь рока и различных направлений латинской музыки с щедрыми добавлениями блюза, джаза. На первом плане, конечно, харизматичная гитара лидера группы Карлоса Сантаны. Очень мощная и запоминающаяся запись. Для обложки была использована картина Кларвейна «Благовещение» (Annunciation), отражающая библейские мотивы.
Earth Wind and Fire “Last Days and Time” 72 Columbia
Альбом американской фанк и соул (позже диско) группы Earth Wind and Fire не стал хитом, но является ярким примером эволюции черной музыки начала 70-х. Он включает в себя различные влияния и тенденции на стыке соул-музыки, фанка, джаза, рока и этнической музыки. Этот альбом не такой экспериментальный, как первые два альбома группы, и не такой поп-ориентированный, как более поздние записи. Слушается очень свежо и сейчас, спустя много лет. Причудливая урбанико-психоделическая работа Мати Кларвейна прекрасно иллюстрирует музыку на пластинке.
—–
Мультикультурный и полистилистический стиль художника идеально отражает изменения, которые происходили в мире и культуре в период с конца 50-х до середины 70-х. Художники такого уровня, как Мати Кларвейн, не только отображают действительность, но во многом формируют ее, идя в авангарде культурной жизни на стыке живописи, музыки, духовных исканий и социальной среды.
Что еще послушать из пластинок с обложками Мати Кларвейна:
Две прекрасные пластинки на джазовом лейбле Blue Note – Reuben Wilson “Blue Mode” и Jackie McLean «Demon’s Dance».
Пластинка Дэвиса «Live/Evil».
Работы художника были на пластинках Joe Beck (на лейбле KUDU), Chamber Brothers, Howard Wales & Jerry Garcia, The Last Poets, Osibisa, Greg Allman.
Ознакомиться с творчеством художника можно на сайте: