Интервью

Майк Ли: Как Лондон стал олимпийской столицей

Когда 6 июля 2005 года президент Международного олимпийского комитета Жак Рогге на торжественной церемонии в Сингапуре объявил город, выигравший право стать столицей Олимпийских игр – 2012, на другом конце Земли тысячи лондонцев, затаив дыхание ждавших у своих телеэкранов, разразились громовым «yes!».

Среди тех, кто привел Лондон к победе в двухлетнем марафоне, был Майк Ли – директор по коммуникациям и связям с общественностью, а также особый советник главы лондонской заявки 2012 лорда Себастьяна Коу. Сегодня Майк возглавляет основанную им компанию Vero: на его счету еще одна победившая олимпийская заявка – Рио-2016, а также успех кампании по включению регби-7 в программу Олимпийских игр. Майк Ли – автор книги «The race for the 2012 Olimpics».

» Майк, компания Vero, которую вы основали в 2006 году, – это пиар-компания?

Нет, мы сознательно не определяем себя как пиар-компания, точнее будет сказать, что наша сфера – консалтинговый менеджмент в спортивном бизнесе. Vero занимается вопросами разработки стратегий кампаний, нацеленных на достижение поставленных нашими клиентами задач. Пиар – лишь одна из составляющих нашей деятельности: чтобы выстроить успешную стратегическую кампанию, мы работаем не только с медиа, но и с заинтересованными общественными группами, влиятельными лицами, ключевыми политическими фигурами, брендами, спортивными федерациями.

» К моменту открытия Vero у вас за плечами был колоссальный опыт работы, контакты и связи и в первую очередь участие в грандиозной кампании London 2012 Olympic Bid, которая привела Лондон к победе в борьбе городов мира за право быть столицей Олимпийских игр – 2012.

В самом начале моей трудовой деятельности я работал учителем в школе: преподавал историю, социологию, английский язык. Затем ушел в политику, занимал пост советника лейбористской партии в Вестминстере. Позднее сфокусировался на консалтинговой деятельности, связанной со спортом. Я много работал для английской футбольной премьер-лиги, затем в течение четырех лет был директором по коммуникациям и связям с общественностью для UEFA в Швейцарии, после чего вернулся в Великобританию, чтобы занять аналогичный пост в кампании London 2012 Olympic Bid.

Я думаю, залог успешной деятельности Vero в том, что мы предлагаем идеи и стратегии для развития. И большие бид-кампании – это квинтэссенция стратегий, которые мы используем.

» Как вам удалось добиться победы в London 2012 Olympic Bid? За право быть столицей Олимпийских игр – 2012 кроме Лондона сражались Нью-Йорк, Париж, Мадрид и Москва. Что было ключом, открывшим эту дверь?

Я думаю, таким ключом было то, что нам удалось найти убедительные доказательства, почему Лондон должен быть столицей Олимпиады-2012, сумели показать, как много этот город может дать олимпийскому движению. Особый акцент был сделан на перспективы привлечения молодого поколения в спорт. Не менее важно и то, что мы смогли свести воедино различные составляющие кампании – маркетинг, коммуникации, лоббирование. У нас была мощная поддержка со стороны тогдашнего премьер-министра Тони Блэра, мы активно работали с атлетами и спортивными звездами, и у нас был очень сильный лидер – лорд Себастьян Коу. В нашей команде было много талантливых профессионалов, все мы трудились не покладая рук, сфокусировавшись на победе на финишной прямой в Сингапуре в 2005 году.

» Что подтолкнуло вас к написанию книги «The race for the 2012 Olimpics»?

Уникальность истории этой победы. Ведь никто не ожидал, что Лондон одержит верх. Когда все начиналось, многие считали, что Лондону в гонке достанется 4-е или 5-е место. Специалисты и спортивные обозреватели предсказывали победу Парижу, который был фаворитом в списке кандидатов. Поэтому, когда работа организационного комитета завершилась и я покинул его, чтобы создать свою компанию Vero, мне показалось, что важно рассказать о том, как все это было, запечатлеть для истории. Конечно, невозможно рассказать все детали двухлетнего марафона в одной книге, так же как и раскрыть все секреты, но я думаю, ключевые моменты я сумел показать. London 2012 Olympic Bid поднял стандарт этого вида кампаний, и последовавшие за ней Сочи-2014 и Рио-2016 подтвердили, что планка продолжает расти. Я бы сравнил олимпийскую бид-кампанию со спортивно-политической шахматной партией.

» Расскажите, пожалуйста, о последней кампании Рио-2016.

В первую очередь это объединенные усилия всей команды. В финал вышли 4 города: Рио, Мадрид, Чикаго и Токио, причем на момент начала кампании в этом списке кандидатов Рио занимал четвертое место. Безусловно, мы использовали некоторые из предыдущих стратегий, однако двух одинаковых кампаний не существует. К тому же в этот раз я не был задействован на ежедневной базе, а исполнял роль консультанта. Сильная команда, прекрасный лидер, поддержка президента Бразилии стали залогом победы. Если сравнить три кампании – Лондон-2012, Сочи-2014 и Рио-2016, – одним из общих элементов, сыгравшим важную роль, были помощь и сильная поддержка со стороны глав правительств: Тони Блэра, Владимира Путина и Лулы да Силва.

» Какие факторы, на ваш взгляд, определяют решение Олимпийского комитета?

Возьмите, например, Рио-2016. Более 100 участников принимали участие в голосовании, и у каждого из них были свои причины отдать свой голос за того или иного кандидата. Поэтому в таких глобальных кампаниях огромное значение имеет маркетинг, построенный на индивидуальном подходе, и здесь важно найти общий язык как можно с большим количеством участников. Одним из наших козырей в случае с Рио было то, что впервые местом проведения Олимпийских игр могла стать Южная Америка. И тому, что в финале 66% проголосовали за Рио, а 32% – за Мадрид, предшествовала серьезная работа: необходимо было убедить членов комитета в том, что, делая этот исторический выбор, они не подвергают Игры риску, предоставить гарантии соответствия стандартам Олимпиады.

» Принимаете ли вы участие в подготовке Олимпиады-2016?

После победы кампании Rio 2016 Olympic Bid наша основная деятельность там закончилась, но я продолжаю заниматься Рио-2016, чему очень рад. Должен признаться, что я влюбился в Рио и Бразилию. Мы также работаем над разнообразными проектами по всему миру, например, с Катаром, претендующим на проведение чемпионата мира – 2022, и с различными спортивными федерациями, продолжаем сотрудничество с Международным советом регби.

» Вы имеете в виду официальное включение регби-7 и гольфа в программу летних Олимпийских игр начиная с 2016 года?

Да. Кстати, я думаю, что это хорошая новость для России, где происходит успешный рост регби. К тому же, насколько я знаю, Россия является одной из тех стран, где для того, чтобы какой-то вид спорта мог получить государственное финансирование и быть частью школьной программы, он должен иметь статус олимпийского.

» Поcле того, как Лондон выиграл заявку на проведение Олимпийских игр – 2012, вам было присвоено звание OBE и титул сэра. Это было признанием ваших заслуг в этой победе?

Да, я горжусь этой наградой. Я выходец из рабочего класса, и для моего восьмидесятилетнего отца, который всю жизнь проработал шахтером на северо-востоке Англии, было огромной радостью, что его сын получил из рук королевы OBE в Букингемском дворце. И хотя я не большой сторонник монархии, это почетное звание, и я рад, что заслужил его.

» У вас есть дети?

У меня есть сын. И он, а также моя жена и отец присутствовали на церемонии в Букингемском дворце. Кстати, жена также имеет награду (CBE), которую получила раньше меня за свою деятельность в местном правительстве. CBE – более высокая награда, чем ОBE (CBE –
«Commander of the Order of the British Empire», ОBE – «Officer of the Order of the British Empire»). Так что она у нас командует в доме и имеет на это полное право. А еще ее статус CBE дает ей право провести стадо овец через Tower Bridge, и если в один прекрасный день она захочет это сделать, то весь транспорт должен быть остановлен. (Смеется)

» У вашего сына есть на кого равняться!

Ему повезло в жизни. Я работаю в спорте много лет, и все эти годы у сына была возможность посещать большие спортивные события – от Уимблдонских турниров до финалов мировых кубков. Он активно занимается спортом, играет в регби в школьной команде.

» Какую роль в вашем бизнесе играет коммуникативный фактор, сеть контактов и связей?

Мне кажется важным построение стратегий на определенном уровне, когда существует возможность общаться и обсуждать вопросы с высшим руководящим звеном, людьми, которые принимают окончательные решения. Однако только впечатляющей сети контактов и связей недостаточно: необходимо иметь серьезный опыт и знания, чтобы предоставить профессиональный совет, ведущий клиента к желаемому результату. Именно этого и ожидают от успешного консультанта.

» Как вы охарактеризовали бы успешного консультанта?

Это человек, способный проанализировать ситуацию изнутри и дать действенные рекомендации, как развить или улучшить бизнес. Успешный консультант должен не зацикливаться на предыдущих успехах, но обладать умением рассматривать каждую новую ситуацию индивидуально, находя решение, работающее именно для этой организации или кампании. И быть готовым работать в разнообразных сферах и областях, нередко связанных со спортом весьма косвенным образом.

Leave a Reply