Интервью

Лорд Гидденс о потеплении, политиках и коррупции

 

Лорд Энтони Гидденс первым в своем роду получил высшее образование. После университета закончил магистратуру в Лондонской Школе Экономики, преподавал социологию в Кембридже и был возведен в титул пожизненного пэра в 2004 году. На протяжение многих лет был директором Лондонской Школы Экономики. Лорд Гидденс – автор 43 книг. Лорд Гидденс является советником многих американских и европейских политиков. Он принимал самое активное участие в переговорах между Тони Блэром и Биллом Клинтоном и является одним из самых влиятельных британских социологов.

О чем ваша новая книга «Политика изменения климата»?

Она о переговорах между странами по вопросу изменения климата, об энергетической безопасности, истощении сырьевых резервов. Ученому легко понять опасность мирового потепления, а обычному человеку это понять сложнее. Книга основана на «парадоксе Гидденса» – изменение климата представляет большую угрозу, но большинство людей не будут ничего по этому поводу предпринимать до тех пор, пока не наступит угроза для их ежедневного существования. Но к этому времени что-то менять будет уже поздно.

Мы говорим о глобальном потеплении, а на улице бушует один из самых сильных за последние 18 лет снегопадов. Как вы это объясните?

Глобальное потепление означает, что средняя температура повышается по всему миру. А это ведет к резким колебаниям погодных условий – неожиданные обильные снегопады или засухи, наводнения.

Как вы думаете, какие меры нужно принимать?

В моей книге много конкретных советов. Первые шаги должны быть сделаны индустриально развитыми странами, потому что они больше других загрязняют атмосферу. Я считаю, что слишком сильно пытаются заставить людей отказаться от того, от этого, запугать – и это не работает. Я считаю, что нужно создать большую инвестиционную программу, из которой будет понятно, что программа по защите окружающей среды – это важное условие для экономической конкуренции и основа для перестройки экономики. Только страны и предприятия, успешные в выполнении этой программы, будут успешны в будущем.

Какую работу, оказывающую влияние на изменение климата, вы ведете в парламенте?

Я содействовал принятию специального закона в 2008 году – на это ушло около 6 месяцев. Как и большинство индустриальных стран, наша страна стремится уменьшить выбросы углекислого газа, и к 2020 году мы планируем достичь 20-процентного сокращения выбросов. Будет создан специальный комитет по изменению климата, который будет следить за прогрессом.

Великобритания рассчитывает на природные ресурсы и энергетические станции, который выработают свой ресурс через 10 лет. Мы должны будем заменить их, а для этого надо планировать минимум на 20 лет вперед. Такое же планирование необходимо в финансовой индустрии. Государство будет играть большую роль на рынке, но одновременно нужно постараться не сковывать рынок слишком сильно, так как это приведет к проблемам в будущем.

Вы сказали, что 17% всех мировых выбросов в окружающую среду происходят в России. Почему так происходит и что мы можем с этим сделать?

По-моему, и простите меня за то, что я это говорю, Россия избрала для себя немного неверный путь. Она пытается вернуть себе статус супердержавы за счет окружающей среды. При этом не было достаточного количества инвестиций в сберегающие технологии в газовой и нефтяной отрасли, что привело к тому, что ресурсы

стали истекать быстрее, а люди добывают больше ископаемых, чем нужно. Ситуация не очень приятная. Стране нужна волна инвестиций, но цены на нефть сильно упали, так что с инвестициями будут сложности. Так что ситуация непростая и в России, и в мире в целом. В России энергетика не должна использоваться только как козырь в политической игре. Пассивность России может привести к негативным последствиям как для самой России, так и для всего мира.

Я не могу не задать вам вопрос про коррупцию. В прессе появились сообщения о том, что некоторые члены Палаты лордов брали взятки за лоббирование интересов. Россияне привыкли к информации о коррупции в собственном правительстве, но чтобы подобное происходило в Британии…

Я не могу комментировать конкретные истории, чтобы не мешать расследованию. В общем, могу сказать, что, как и в других индустриальных странах, у нас есть лоббисты, чья обязанность – отстаивание определенных интересов. Такие люди есть и в Палате лордов, и в Палате общин, и мы должны создать правила, по которым лоббирование должно происходить. В любом случае должно быть запрещено платить за лоббирование чьих-то интересов. Тем не менее мы не знаем, что именно там произошло.

В Палате общин правила намного строже, чем в Палате лордов, в которой до недавнего времени просто существовало что-то вроде джентльменского соглашения. Многие люди говорят, что этого недостаточно и правила нужно ужесточить. Уровень коррупции в Великобритании ниже, чем в других странах. И, конечно, ни одна страна в мире не может провести четкую границу между коррупцией и попытками повлиять на какие-либо решения. Дальнейшие действия зависят от результатов расследования.

Как вы решаете проблему чрезмерного лоббирования в Палате лордов?

Мы обязаны зарегистрировать официально свои интересы. Может быть, в этом случае люди к этому отнеслись поверхностно, хотя я знаю членов палаты, которые, чтобы избежать недоразумения, регистрируют даже больше, чем следует, – так, на всякий случай. В Англии вопросы не решаются путем коррупции. Разворачиваешь газету – а про это уже статья. У нас свободная пресса, и вот расследование «Sunday Times» показало всем, что нужно изменить. Давайте проведем грань между типом общества, где деловые вопросы решаются коррумпированным путем, и обществом, где некоторые элементы на периферии подвержены коррупции.

Расследование только началось. Вы думаете, лордов, заподозренных в коррупции, оставят в парламенте?

Ситуация с этими людьми еще неизвестна. И непонятно, будет ли закон применяться ретроспективно. Это важный вопрос – ведь в Палате лордов есть два представителя партии тори с неподтвержденным криминальным прошлым. Я думаю, что если вина будет доказана, то замешанных в коррупции исключат из парламента. Я считаю, что Палата лордов должна быть более выборной и для профессионалов. Нужно платить людям адекватные зарплаты, ограничить срок полномочий до 10 лет. Палата лордов должна стать меньше, чтобы сократить расходы на ее содержание. Хорошую реформу сделали при Тони Блэре, когда избавились от большинства наследственных лордов. Сейчас их осталось около 90 – такой был договор, но хорошо, что есть много экс-политиков, членов органов местного управления, выдающихся в разных областях людей – это хорошее сочетание. Получается, что во время дебатов нет партийных списков и никто не может тебе приказать как голосовать, – таким образом, одна партия не может доминировать в обеих палатах.

0 thoughts on “Лорд Гидденс о потеплении, политиках и коррупции

  • Объективность – это дело мудрых, разумных людей, психически здоровых. Я не знаю настолько объективна эта статья, но выделять только одну страну, не обосновывая в чём её обвиняют, это уже попахивает политикой. В мире есть масса городов, которые загрязняют атмосферу так, что смог стоит на городом. В этих вопросах прежде всего нужно быть объективными и не кривить душой.

Leave a Reply