Да здравствует король!
«Государство – это я!» – провозгласил в XVII веке король Франции Людовик XIV.
Этой емкой фразой король охарактеризовал значение «абсолютной монархии», в которой, попросту говоря, все решает король и только он.
Со времен Великой французской революции прошло уже более двух столетий. Французы позабыли о монархическом строе и давно следуют девизу: «свобода, равенство, братство», оставленному им в наследство революционными предшественниками. Последние, к слову, настолько были не согласны с формулировкой Людовика XIV, что в ходе революции XVIII века отрубили голову его потомку, королю Людовику XVI. Так «абсолютизму» был положен конец.
Все ныне существующие европейские монархии – конституционные. Это значит, что король или королева не обладают правом верховной власти в государстве, а, как и все в нем, подчиняются основному закону – Конституции.
Конституционные монархии делятся на дуалистические и парламентарные. Основное различие между ними заключается в распределении власти между королем и парламентом.
Ярким примером парламентарий монархии является Соединенное Королевство. Королева Елизавета II не влияет на политические дела страны, но как дань истории исполняет миссию ратификации принятых парламентом законов, назначения премьер-министра страны. Также королева традиционно является Главой Англиканской церкви и Национальной армии.
Кроме Британской, в Европе насчитывается еще 11 монархий, включая Андорру – парламентское княжество, которым номинально управляют несколько князей-соправителей.
Самой старой монархией Западного мира считается Королевство Дания.
Ныне действующая королева Маргарете II ведет свою родословную с 899 года! Однако высокий ее пост так же – дань истории. Реальной политической властью в стране королева не обладает. Королеве Маргарете Второй 76 лет. Она известна как талантливый литературный переводчик, сценограф, иллюстратор. Дедушка королевы, датский король Кристиан X вошел в историю благодаря своему мужеству, истинному патриотизму и преданности народу. Он был единственным из европейских монархов, не покинувшим пределы родины во время нацистской оккупации в 40-х годах ХХ века. Кристиан Х стал героем и символом патриотических сил страны.
Даже при ограниченных властных полномочиях, в период кризисных ситуаций в государстве, именно монарх берет основную ответственность на себя. Так, испанский король – Хуан Карлос I проявил себя крайне мудрым и неординарным политиком. Вернувшись на трон после смерти диктатора Франсиско Франко (1975 г.), именно король сумел удержать страну от развала во время волнений 1975-1978 годов. Он самостоятельно назначил главу правительства и сделал все возможное, чтобы объединить страну и направить ее в русло мирного демократического развития в рамках конституционной монархии.
В 2011 году, король Хуан Карлос I передал трон своему сыну Филиппу. Интересно, что по закону Испании, король может покинуть престол, только отрекшись от него, но в знак признательности и уважения к королю, парламент в срочном порядке принял закон, позволяющий правителю передачу титула.
Закон о престолонаследии, или «примогенитуре», в конституционных монархиях XX века поддавался изменениям чаще всего.
В Швеции, например, с 1980 года были установлены одинаковые права на престол для обоих полов. Этому примеру чуть позже последовали Норвегия, Нидерланды, Люксембург, Дания и Бельгия. В Британии подобный закон вступил в силу в 2012 году. До этого наследники мужского пола имели преимущество перед женщинами. Это значит, что Елизавета II не взошла бы на престол, будь у нее братья, даже младшие.
Будучи самой древней из современных европейских династий, шведская монархическая семья, пожалуй, и наиболее «бесправна». Члены ее не голосуют на выборах, не могут менять евангелистическое вероисповедание, даже жениться они могут только с разрешения парламента! Тем не менее это не помешало будущей королеве, кронпринцессе Виктории Бернадот, выйти замуж за своего фитнес тренера.
Королевская семья Швеции считается также и самой скромной в плане расходов. Ее содержание обходится среднестатистическому шведу не более чем в половину одного евро в год. Видимо, этот факт в большей степени повлиял на результаты недавнего опроса общественного мнения, по результатам которого более 70% населения страны выразило свою любовь и восхищение короной.
А вот соседняя Норвегия не жалеет средств на содержание монархов, выделяя около £20 млн ежегодно на семью короля Херальда V Глюксбура, который, кстати, имеет родственные связи с представителями датского, английского, греческого дворов и даже дома Романовых.
Самой молодой монархией является Бельгия, получившая независимость только в 1830 году. В отличие от других стран, официальным титулом правителя государства является «Король бельгийцев» (а не Бельгии), чтобы подчеркнуть связь с народом. Престол он занимает не автоматически после смерти предшественника, а только в результате принятия Конституционной Присяги.
Как и соседи-короли, ради соблюдения исторических традиций, король бельгийцев утверждает принятые парламентом законы, с которыми, впрочем, согласен бывает не всегда. Так, в 1990 году, король Бодуэн I отказался ратифицировать закон об абортах. За это парламент отстранил его на сутки от престола, утвердил проект закона и на следующий день вернул монарха на его место.
Наиболее широкими полномочиями обладает король Нидерландов. Вильгельм-Александр Оранский ежегодно выступает перед парламентом, руководит внешней политикой страны, возглавляет Государственный совет.
Также он входит в топ 14 богатейших монархов мира, по версии Forbes. Интересно, что с 1890 года Вильгельм-Александр стал первым мужчиной, занявшим трон Королевства.
Поистине уникальным явлением среди государственных образований Европы является Ватикан. Как известно, это самое маленькое государство-анклав в мире площадью в 44 га (для сравнения: Гайд парк в Лондоне занимает 144 га).
Ватикан – резиденция Святого Престола, абсолютным правителем которого является Папа Римский, пожизненно избираемый кардиналами. Функции, роль и значение этого правителя полностью отличаются от государственных позиций любого европейского короля. Сложно переоценить влияние Ватикана на весь мир, да и сравнить его с чем-либо другим просто невозможно, ведь понтифик действует в интересах всего католического мира, который выходит далеко за пределы не только самого Ватикана, но и всего континента, на котором он расположен.
Еще один осколок Священной Римской империи – княжество Лихтенштейн, которое вместе с соседними Монако и Люксембургом представляет собой дуалистическую монархию. В условиях дуализма король представляет собой ветвь власти в государстве. Такую форму правления избирает сам народ. Так, в 2003 году в результате референдума князь Ганс Адам II Лихтенштейн получил право формировать правительство, вотировать законы, влиять на решение суда, распускать парламент.
А вот нынешний правитель Монако Альберт II Гримальди, сын князя Ранье III и голливудской актрисы Грейс Келли, с 2002 года разделяет право законодательной инициативы с парламентом, который ранее такой возможности не имел. Правление в стране передается по мужской линии, которая, к слову, не прерывалась с 1297 года.
И наконец Великое Герцогство Люксембург. Здесь у Великого Герцога Анри из дома Вальбург-Нассау прав меньше. Согласно Конституции 1867 года, Герцог Люксембург осуществляет исполнительную власть, утверждает законы (но не пишет их), имеет право созывать и отставлять парламент.
В условиях современной Европы монархия совсем не та, что была сотни лет назад. Теперь уже далеко не «всё могут короли». Они не обременены задачами управления государством, но, как и положено королям, продолжают жить в роскошных замках, проводить торжественные приемы и церемонии, носить короны, выступать перед народом. А мы можем с интересом следить за их жизнью, изучать их родословную, любоваться принцами и принцессами и иногда представлять себя на их месте.