ИНВЕСТОРЫ И БРЕКСИТ
Law Firm Financial Services – подразделение компании Law Firm Limited, предоставляющее услуги в области финансового консалтинга и являющееся официальным представителем компании Daniel Stewart & Сo Plc. Представляем вашему вниманию краткий анализ возможного развития политической, экономической и финансовой ситуации в мире в связи с прошедшим недавно референдумом о выходе Великобритании из Евросоюза (Брекситом) от Алистера Винтера, главного экономиста компании Daniel Stewart, подготовленный 27 июля 2016 года.
Вне всякого сомнения, Брексит оказался не просто сюрпризом, а настоящим шоком, волна от которого будет оказывать влияние на мировую экономику, политику и финансовые рынки в течение многих лет. Ожидается, что британская экономика будет первой, которая впадет в рецессию к концу 2016 года, так как местные и международные компании будут более сдержанны в отношении найма персонала и других инвестиций. В то же время британские потребители, которые в последнее время активно тратили деньги, похоже, станут более бережливыми. Шоковые волны в первую очередь распространятся на северную Европу, затем на юг и восток, усугубив существующие проблемы в Китае и других странах с развивающейся экономикой. Это, в свою очередь, приведет к возникновению петли обратной связи, которая окажет дальнейшее неблагоприятное влияние на экономики многих европейских стран, а также Японии. Возможно, США сможет избежать рецессии, но перестанет быть движущей силой, и в течение следующих нескольких лет трудно будет предсказать ежегодный мировой экономический рост более чем на 2%. Сейчас очень важно осознать, что Брексит стал реальностью, и каким бы сложным и долгим ни было его воплощение, экономические потери неизбежны.
В политическом плане также не ожидается позитива. Великобритания первой почувствует политическое влияние Брексита. Шекспировские страсти разгораются: Кэмерон потерял свой пост, получив удар в спину как минимум от трех претендентов. Еще более значительные потери ожидаются в других частях Европы. Итальянский премьер Ренци может провалить в октябре конституционный референдум и потерять работу. В Германии безрассудная социал-демократическая партия объединяет усилия с не менее безрассудными французскими социалистами и Еврокомиссией с целью ослабления хватки госпожи Меркель.
Тем не менее, Франсуа Олланду, кажется, ничего не светит на президентских выборах в мае следующего года. Меркель, конечно же, как всегда одержит победу, но ценой еще более рискованных компромиссов, в то время как перечень проблем как для Евросоюза, так и для Еврозоны продолжает расти. Фундаментальная проблема заключается в том, что большинство избирателей ощущают себя в худшем положении, как относительно собственной покупательной способности, так и в связи с ухудшением государственной сферы услуг на фоне процветания политиков, компаний и сверхбогатых людей. Недовольство – вот причина, по которой большинство про- голосовало за Брексит. Недовольство является топливом для популистских партий по всей Европе, вследствие чего хорошо известные, авторитетные партии все больше склоняются к национализму и протекционизму.
Если не принимать во внимание резкое падение стоимости фунта стерлингов и британских компаний, ориентированных на внутренний рынок, то можно сказать, что финансовые рынки восстановились после Брексита довольно быстро, возможно, даже слишком быстро. Простейшее объяснение этому – инвесторы поверили или хотели поверить обновленным заверениям центральных банков о том, что они обо всем позаботятся. Такая наивность опасна, так как центральным банкам, как ни печально, не удалось поспособствовать ни инфляции, ни росту, которые, как они обещали, должны были возникнуть вследствие сверхнизких процентных ставок и программ приобретения мультимиллиардных активов (валютного стимулирования). На самом деле отрицательная доходность государственных облигаций и вкладов губительным образом действует на сберегательный и пенсионный секторы, а также подрвает рентабельность банков. Более того, путем принятия рисков центральные банки провоцируют нестабильность, так как инвесторы мечутся между облигациями, товарными активами, валютами и фондовыми акциями.
В результате доходы компаний не могут угнаться за курсовой стоимостью акций, создавая неустойчивость, так как оживление на рынке быстро идет на спад. Таким образом, экономика, политика и рынки вступают в конфликт, и Брексит может только ухудшить как проявления этого конфликта, так и его причины.
Итак, о чем должны задуматься инвесторы в условиях рынков после Брексита? С самого начала 2015 года я выступал за то, чтобы отдавать приоритет сохранению капитала и в то же время принимать некоторые ценовые риски в отношении легко обращаемых активов. Сейчас я уверен в этом больше, чем когда-либо. Если рассмотреть данную позицию в более узком контексте, применительно к Великобритании, то государственные ценные бумаги остаются надежными, в то время как ценные бумаги некоторых компаний в потребительском секторе характеризовались чрезмерно низким курсом. Но это не значит, что приобретение акций таких компании является сверхвыгодным делом, так как фунт стерлингов довольно чувствителен к будущим продажам.
В Европе следует избегать банковских акций и облигаций валютного государственного внутреннего займа, если только кого-то устроит отрицательная доходность. Современная нестабильность вполне устраивает некоторых профессиональных трейдеров, ведущих биржевые операции по сырьевым товарам, валюте и производным финансовым инструментам, поэтому следует соблюдать особую осторожность.
Фондовый рынок США продолжает держаться на хорошем уровне благодаря более благоприятным экономическим условиям и предлагает непревзойденные волатильность и ликвидность. Тем не менее, так же как в Великобритании и Евросоюзе, доходность американских ценных бумаг возникнет, скорее всего, от краткосрочных сделок (от 1 до 3 месяцев), а не от долгосрочного их держания.
Офис в Лондоне: Офис в Москве:
Queens House, Ул. Новый Арбат, 7
180 Tottenham Court Road, Москва
London W1T 7PD Тел.: +7 495 933 7299
Т.: +44 (0) 2079071460