Кино

«Корсаж» — крик гнева из оков красоты императрицы

Королевство и оковы женственности — тема нового фильма «Корсаж» австрийского режиссера Марии Крейцер, рассказывающего о семейной жизни габсбургской императрицы Австрии Елизаветы в 1877 году, в год ее 40-летия.

Елизавета, звезда Европы XIX века, отказывалась фотографироваться после того, как ей исполнилось тридцать пять лет. Эта деталь в «Корсаже» стала центральным элементом фильма. Елизавета считала красоту своей единственной валютой и готова была на все, чтобы сохранить ее. В том числе создавать печально известною тугую корсетную талию, которая должна была быть всего 50 см.

В фильме также показано, как императрица едет верхом в Нортгемптонширских поместьях предка принцессы Дианы, пятого графа Спенсера, и наслаждается капризным романтическим флиртом со своим инструктором по верховой езде. Что, в целом, исторически достоверно.

Елизавету блестяще играет Вики Крипс — загадочную и чувственную, властную и суровую: женщину страстей и недовольств, которая сталкивается с ледяным отвращением со стороны двора и семьи неверного мужа Франца Иосифа (Флориан Тейхтмайстер). Фильм Крейцер показывает Елизавету как человека, неспособного принять свою смертность.

«В 40 лет человек начинает растворяться и тускнеть, темнея, как облако», — размышляет она, когда вокруг со всей торжественностью разворачивается празднование её Дня рождения. Ее муж проявляет к ней убывающий интерес. Поэтому императрица ищет других мужчин — среди них Луи Ле Принс (Финнеган Олдфилд), пионер в разработке кинокамеры, и наездник Джордж «Бэй» Миддлтон (Колин Морган). Первый сюжет полностью вымышленый, второй — скорее всего, нет.

Это простой флирт, никогда не доведенный до конца. Элизабет хочет, чтобы её называли красавицей, чтобы чувствовали, что все, что она делает ежедневно, влезая в 45 сантиметровый корсет, абсолютно оправданно. Современные зрители, вероятно, признали бы это нервной анорексией, вызванной не только глубоким дискомфортом, но и отчаянной потребностью в контроле.

Элизабет носит фиолетовые платья, фиолетовые зонтики, курит фиолетовые сигареты и раздает шоколад с ароматом фиалки несчастным в больницах и приютах. Путешествуя инкогнито по Вене (чтобы шпионить за любовницей своего мужа), она носит темную вуаль и требует, чтобы сопровождающий изображал ее в этой вуали на официальном мероприятии, пока она находится в помещении. И позже терпит унижение, принимая поздравления с нетипичным для нее самообладанием.

Вся жизнь Елизаветы скрыта, и Крейцер видит в ее одежде и образе жизни чуть ли не разновидность придворного траура. В фильме императрица живет в окружении огромных холодных салонов и мрачных столовых, от которых старается укрыться в ванных комнатах, подвергая себя различным вредным диетам. Она — одинокая фигура, скачущая без присмотра по европейским поместьям. Она помнит алкоголизм своего отца-баварца, который выпивал семь кружек пива за вечер, и признается, что считала нормой невнятную речь взрослых после наступления темноты.

Вики Крипс играет возбуждающе яростно и не заискивающе. В последнем фильме Крейцер «Земля под моими ногами» 2019 года было такое же проницательное понимание того, как женщины изолированы и ограничены любым статусом, который могли культивировать. Для Элизабет личное имеет значение политическое.

Название фильма происходит от корсета, с помощью которого императрица злобно сжимает свою талию, что одновременно является актом ритуального самоконтроля, пограничного самоповреждения и частью театра царственности и женственности.

«Корсаж» был показан на Каннском кинофестивале в 2022 году и вышел в прокат в Великобритании 26 декабря.

 

По материалам: The Independet, Financial Times, The Guardian