Вокруг светаМузеи

Knole

«Он раскинулся в лучах весеннего утра. Скорей не дом, а целый город…» – так описывала английская писательница Вирджиния Вулф Ноул-хаус в своём романе  «Орландо». Knole один из пяти наиболее известных домов-поместий стиля гранд в Великобритании по своей значимости включён в национальной реестр памятников историко-культурного наследия страны (категория I). Почему легко понять, увидев грандиозный комплекс здания целиком с самой высокой его точки крыши привратной башни. Стоит забраться по винтовой лестнице на верхушку башни, пройтись по крыше XVII столетия между нагромождениями труб дымоходов и вырезанных в камне леопардов, а затем охватить взглядом всё древнее эпическое строение в окружении великолепного парка площадью четыре квадратных километра. Здесь, среди могучих деревьев и прудов, как и 400 лет тому назад, обитает стадо диких оленей. Только теперь, к счастью, на них не охотится Генрих VIII и благородные грациозные животные стали неотъемлемой частью очарования поместья Ноул-хаус.

Первое упоминание о хозяине угодий Роберте Ноуле датирована 1290 годом. В 1456 1485 годах на этих землях был возведён дворец для архиепископа Кентерберийского Томаса Буршье. На протяжении следующих ста лет дом служил резиденцией ещё нескольким кентерберийским архиепископам, пока Генрих VIII, проводивший секуляризацию монастырей, не реквизировал его в пользу короны. Сам король в Ноул-хаус жить не стал, но со временем передал его своей дочери Елизавете (будущей королеве Елизавете I). Опустим сложные перипетии, связанные с переменами владельцев: считается, что Елизавета I подарила Ноул-хаус своему кузену Томасу Сэквиллу, потомки которого носили титулы графов и герцогов Дорсет. Начиная с 1603 года, на протяжении пяти столетий Сэкквилы живут во дворце, и сегодня очередное поколение этого знатного рода обитает в Ноул-хаус, правда занимает лишь немногим более половины комплекса: с 1946 года здание является собственностью National Trust.

В архитектуре Ноул-хаус соединились черты стиля позднего средневековья (центральный фасад и покои королевских особ и знатных гостей), а также зодчества времён Стюартов и ренессанса, который в Англии именуют якобинским стилем. Сэквиллы активно перестраивали дворец, при этом главные изменения коснулись интерьеров и внутреннего декора: в конце XVII века покои были обставлены мебелью в стиле Стюарт и текстилем, приобретёнными из королевских дворцов; а во второй половине XVIII века к ним прибавилась обширная коллекция живописи, собранная третьим герцогом Сэквиллом.

Полагают, что Ноул-хаус задумывался как «дом-календарь». Самая известная представительница рода Сэквилл, писательница, журналистка, поэт и дизайнер сада Вита Сэквилл-Уэст написала в своей книге Knole and the Sackvilles: «Согласно легенде, это «дом-календарь»: здесь семь дворов согласно дням недели; 52 лестницы согласно числу недель в году; 365 комнат по числу дней года; но я не знаю никого, кто бы озадачился действительно уточнить эти факты».

Основой для книги Виты стали собрания манускриптов и книг, хранящихся во дворце.   А в 1927-8 годах уже Вирджиния Вулф, которую с Витой Сэквилл-Уэст связывали романтические отношения, вдохновлённая историей Ноул-хаус и его обитателями, создала экспериментальный роман «Орландо». Оригинал своей рукописи Вулф в знак любви и дружбы подарила Вите. Позднее сын Сэквилл, Найджел Николсон, назвал «Орландо»… самым длинным и чарующим любовным посланием в литературе». Родившаяся и выросшая в Ноул-хаус Вита очень тяжело переживала невозможность унаследовать дворец: по традиции, он переходил только к мужским представителям рода Сэквилл. Вирджиния Вулф словно восполняла эту потерю, запечатлев дорогой сердцу Виты образ дома на страницах романа.

«Мерцая поблекшим бархатом, ряды кресел выстроились вдоль стен, простирая ручки к Елизавете, к Якову, быть может, к Шекспиру и Сесилу – к тем, кто уже не придёт». Эти слова из «Орландо» поневоле приходят на память в Ноул-хаус, стены которого украшают портреты кисти Гейнсборо, Рейнольдса, Ван Дейка, Лели, Кнеллера, а  интерьеры поражают богатством собраний текстиля, мебели, оружия, золотой и серебряной посуды. Многие залы давно открыты для посетителей, а в 2019 году, после основательной реставрации, откроют свои секреты и аттики дворца.

Всё в Ноул-хаус возведено в абсолют: невероятный размах строений, сотни комнат, роскошь декора. И пусть дни громкой славы канули в лету, тихое достоинство и меланхолическая красота этого величественного свидетеля шести столетий британской истории красноречивее всяких слов.

* * *

Knole

Sevenoaks, Kent, TN15 0RP

Tel: 01732462100

email: knole@nationaltrust.org.uk

www.nationaltrust.org.uk/knole