Искусство: продавать
Принято считать, что люди не понимают современное искусство, потому что оно создается не для них, а для следующего поколения. В конце концов, и первые выставки импрессионистов провоцировали скандалы. И все же хорошо, что человек смертен. Доживи мы до момента, когда археологи откопают слой, принадлежащий нашему столетию, пришлось бы умереть от стыда. Мы чуть ли не первое поколение, доказавшее, что нет такой дряни, за которую человек не готов был бы выложить деньги. А что взамен? А взамен мы получаем то, что предстоит передать следующему поколению, которому, в свою очередь, предстоит это понять и полюбить.
Гитлер и радуга
Без шуток, акварели Адольфа Гитлера, для приличия немного подретушированные британскими художниками братьями Джейком и Дайносом Чапмэнами, были проданы за 815 000 евро. Если даже не брать в расчет то, как далеко за пределы добра и зла заходит затея, художественные достоинства произведений сами по себе сомнительны.
И все же нет, промолчать не получается. Человечество, ты рехнулось? Если помните, после убийства Леннона общественность и средства массовой информации призывали друг друга не использовать имя убийцы, чтобы лишить его удовольствия прославиться за счет этого своего поступка. А что же теперь? Теперь мы используем имя человека, которому его способности истреблять целые народы принесли большую известность, чем его художественные таланты. И если с братьями Чапмэнами все ясно (ребята, нельзя же так деньги любить!), хотелось бы посмотреть в глаза человеку, отвалившему за эти картинки годовой бюджет Либерии.
Ну и о картинках. Акварели были написаны Адольфом Алоисовичем во время Первой мировой войны и изображают поле битвы в манере, которая была принята в газетах того времени.
Эту вот красоту братья Чапмэны испортили радугой, закатом с цветовыми кляксами. Налетаем.
Само собой, этот акт вандализма не имеет никакого отношения к самому Гитлеру, и использование его картинок как основы несет в себе одну-единственную цель: спровоцировать скандальную общественную дискуссию и тем самым увеличить финансовую ценность произведения.
Вообще, Чапмэны в таких делах большие профессионалы. Впервые мир услышал о них в 90-х, когда те выставили манекены детей, на лицах и телах которых росли мужские и женские половые органы. Потом, когда дети с пенисами публике приелись, были манекены жертв массовых убийств, ну а тут, сами понимаете, и до Гитлера недалеко. Интересно, что именно нацизм заменил обнаженку в качестве основного способа вызвать скандал и заработать денег.
Кажется, пришло время (чтоб не опозориться) спросить братьев, сколько же денег им нужно для полного счастья, и скинуться всем мировым сообществом взамен на обещание больше никогда не творить. А то как вот вы лично планируете объяснить внукам, что акварельки Гитлера в ваше время были так популярны?
Херст и его ферма
Мистер Дэмиэн Херст, один из самых дорогих ныне живущих художников, не такой аморальный, как Чэпмены, зато очень занятный. Больше всего в жизни его интересует смерть во всех своих неприятных проявлениях.
Самая известная серия художника «Natural History»: мертвые животные (такие, как акула, овца или корова) красиво распилены и помещены в формалин. Если не брезгуете, стоит увидеть своими глазами. Людям с прививкой питерской Кунсткамеры даже особенно страшно не будет.
По части живописи Херста обессмертили увеличенные фотографии больных клеток с жизнеутверждающими названиями типа «Рак кожи» и «Рак слюнных желез».
Ну и самое знаковое произведение Херста – работа «Ради любви к Богу» (платиновый череп, инкрустированный бриллиантами) – было продано за рекордную сумму в $100 млн. Вот бы еще череп был настоящий и желательно принадлежал Гитлеру. Учитывая, что и Херста, и Чапмэнов на первый порах раскручивал самый влиятельный лондонский коллекционер Чарльз Саатчи, есть вероятность, что творцы знакомы, так что не отчаиваемся и с надеждой ждем плодов совместного творчества. Хотя, будем справедливы к Херсту, до того круга ада, в котором готовятся к встрече Чапменов, ему еще далеко.
Кунс и все большое
Джеф Кунс – еще один профессиональный провокатор, любит все большое. К примеру, его увеличенные игрушки с яркими бантиками, украсившие Версаль, наверняка до сих пор снятся в кошмарах хранителям дворца.
Самая известная работа художника – концептуальная скульптура «Три мяча 50/50 Бак», которая была сделана из трех баскетбольных мячей, который плавали в емкости, наполовину заполненной водой. Это творение так потрясло Херста, с которым мы уже познакомились, что он посмотрел, ахнул и сотворил свое произведение под бодрящим названием «Физическая невозможность смерти в сознании живущего».
Ну и нельзя не вспомнить «Щенка» Кунса – стального терьера высотой 13 метров, украшенного цветами. Песик произвел настолько неизгладимое впечатление на общественность, что эта общественность в лице трех молодых людей даже пыталась взорвать скульптуру. Затея не увенчалась успехом, зато подняла и без того немалую стоимость собачки, которую оценивают в $23 млн.
Наблюдается интересная связь: чем примитивнее произведение искусства, тем дороже его удается продать. А уж любовь человечества ко всему большому, даже если оставить в покое Фрейда, всегда представляла интерес для науки.
Слоны и другие современные художники
Ну и к вопросу про все большое. В музее современного искусства в Сиднее открылась далеко не первая выставка живописных абстракций, написанных слонами, шимпанзе и другими современными художниками. В отличие от предыдущих ораторов, изначально нацеленных на бюджет, у пионеров этого нового вида искусства начальные цели были вполне себе гуманитарные. Смотрителей заповедников давно беспокоил вопрос сокращения численности животных, и, чтобы привлечь внимание к этой проблеме, туристам стали продавать картинки, написанные хоботами и лапами. Творческое наследие слонов стало настолько популярным, что буквально озолотило владельцев (одна такая абстракция была продана за $540 000).
Теперь слоновьи художественные школы открываются по всему миру, и у нас есть все основания верить в скорейшее пополнение коллекции зверских шедевров. Говорим это без тени сарказма: картины было предложено оценить ведущим мировым специалистам по современному искусству. Правда, специалистам «забыли» сказать, что ДНК авторов произведений немного отличается от человеческого. И что же специалисты, они взахлеб рассказывали о смелых цветовых решениях и продвинутой форме нанесения мазка. Так что придется признать или крутость слонов, или некрутость экспертов, приравнявших Дамбо к Джексону Полаку. Мы верим в добро – признаем крутость слонов.
автор: Елена ОСИПОВА
Этот текст был опубликован в номере 89 (11/89 - 2010)
журнала "НОВЫЙ СТИЛЬ" на странице 54. Кликнув на обложку
вы сможете просмотреть флеш-версию этого номера >>