Виктор Мирский. “Новое кино”
«Сериалы — это важнейшая культурная форма современности, которая предлагает образцы поведения, набор эмоциональных реакций». Арсений Хитров
Сериалы сегодня называют новым кино, они хорошо укладываются в ритм повседневности, где каждая глава — это 40 минут. В XXI веке люди перегружены информацией. Сериал — это своего рода отдых, вполне укладывающийся в час свободного времени, который есть в промежутке между ужином и сном у многих интенсивно работающих людей. К тому же сериал — это удобная тема для разговоров. Люди объединяются в группы по признаку просмотра того или иного сериала. О феномене сериалов мы поговорили с генеральным директором FILM.UA GROUP* ВИКТОРОМ МИРСКИМ.
Почему сегодня люди смотрят сериалы с таким удовольствием, несмотря на то что это отнимает у них такое количество времени?
Если люди тратят на что-то свое время и при этом не обязаны это делать, значит им это нравится. Люди смотрят сериалы, потому что хотят их смотреть. По этой же причине мы ходим в театры, читаем книги, смотрим футбол, а дети лучше засыпают под сказки. Нам нравится на короткий отрезок времени погрузиться в чужую жизнь, испытать эмоции, которые в обычной жизни не всегда возможны или доступны. А сериалы сегодня – пожалуй, самая доступная форма, их можно смотреть в любое время и в любом месте: по телевизору, на компьютере, планшете, смартфоне.
Мы живем в кризисное время. Как влияет кризис на индустрию развлечений? Можно ли сказать, что он сказывается на популярности телесериалов, в частности?
Индустрия развлечений – часть экономики. А экономический кризис, в первую очередь, означает уменьшение количества денег. Кино- и телепроизводство не исключение: уменьшаются бюджеты, продюсеры во всем мире ищут способы оптимизации, чтобы без потери качества создавать проекты на том уровне, к которому зритель уже привык. Что же касается популярности сериалов, то потребность в них в такие времена, конечно же, возрастает, ведь посмотреть сегодня сериал для зрителя, как правило, дешевле, чем сходить, например, в кино. Тем более давайте не забывать, что в кинотеатрах сегодня в почете подростковые ленты про супергероев. Далеко не все зрители являются поклонниками именно этого жанра. Соответственно, они идут туда, где им предлагают другой продукт: на кабельное телевидение, диджитал-платформы и так далее.
«Нюхач» – один из самых успешных ваших сериалов. Вы снимали его с прицелом на международную аудиторию? В результате на японском телеканале NHK состоялась премьера локального ремейка. Кроме Японии к этому сюжету был интерес со стороны других стран?
Мы снимали «Нюхача» для своей аудитории, но мечтали о том, что им могут заинтересоваться на международном рынке. Рады, что так и получилось. Появление японской адаптации сериала – тому подтверждение. Если я не ошибаюсь, по состоянию на сегодня мы продали права на наш сериал на более чем 60 территорий. Это говорит о том, что у нас получилось рассказать универсальную историю на достойном визуальном уровне.
Насколько настроены украинские телеканалы на создание совместной продукции с международными компаниями?
Мы ищем пути кооперации с другими рынками. И точно знаем, что можем создавать качественный контент за гораздо меньшие деньги, чем это делают в наиболее развитых странах мира. Это наше конкурентное преимущество. Очень много усилий мы вкладываем в то, чтобы появились успешные совместные проекты. Надеюсь, скоро будут новости.
Понятно, что Чернобыль – тема острая и очень значимая, хотя надо отметить, что кинематографисты редко к ней обращаются. Проект «Мотыльки» снимали с прицелом на международные продажи?
Фильм «Мотыльки» был для нас большим риском: это очень сложная для нашего телерынка история. У нас ведь нет своего Нетфликса или HBO, а эфирные каналы во всем мире предпочитают более простые для восприятия фильмы. Драма – не в почете. Мы снимали «Мотыльки» за собственные средства, не имея предварительных договоренностей с покупателями. Большие усилия и средства были потрачены на компьютерную графику. Приятно, что фильм получился достойный, его приобрели крупнейшие на нашем рынке телеканалы. Есть и международные продажи. Но если бы мы ставили основной целью именно маркетинг, то, наверное, нам нужно было бы снимать не драму, а боевик или ужастик. Мы же хотели снять достойный фильм об одной из самых ужасных катастроф в истории человечества.
Какие жанровые особенности сериалов сейчас популярны в Украине, а какие — нет? В чем сегодня заключается специфика выхода сериалов на украинское телевидение? Что может быть интересно зрителю в Украине и что может быть интересно зрителю в Великобритании?
Специфика Украины заключается в том, что у нас относительно платежеспособно только эфирное телевидение, а системы платного кабельного или спутникового телевидения, диджитал-платформы пока не имеют бюджетов для заказа собственного контента. Именно поэтому мы вынуждены ориентироваться на массовую телевизионную аудиторию. Поэтому в нашем производстве много мелодрам и легких детективов. Очень надеемся, что эта ситуация в скором времени изменится и мы сможем расширить жанровую линейку.
Думаю, что Украина может стать интересной съемочной площадкой для международной киноидустрии. Что для этого должно произойти?
Это тема для отдельного большого интервью. Если говорить коротко – мы должны предложить продюсерам выгодные экономические условия и качественный сервис. Работа идет и в одном, и в другом направлении. Наконец-то принят закон о системе рибейтов. Это не единственный, но очень важный шаг. Мы очень рассчитываем, что новый закон стимулирует рост интереса к Украине, как месту для съемок.
Ваш сериал «Красная королева» вошел в топ 100 программ месяца на Amazon. Для неанглоязычного сериала с субтитрами это серьезное достижение. Также на Festival de la Fiction TV 2016 во Франции мини-сериал «Битва за Севастополь» вышел в финал европейского конкурса. Расскажите, пожалуйста, читателям New Style, что стоит за этими историями успеха?
За этими историями успеха стоит многолетний труд и набитые шишки. К слову, «Битва за Севастополь» также вошла в топ 100 несколькими месяцами позже. Так что мы можем смело говорить, что это уже не случайный успех, а тенденция. Это действительно качественные проекты. Оба основаны на реальных событиях. И тот факт, что их хорошо принял международный зритель – для нас очень важное событие, стимулирующее к новым свершениям.