Интервью

Трэйси Эдвардс. Всё в твоих руках

“Anything is possible”

HM King Hussein I

Британская яхтсвумен, которая, став капитаном женской команды, кардинально изменила отношение в мире к женщинам-яхтсменам. Кругосветная регата Whitbread Round the World Race в 1989/90 гг. на яхте Maiden принесла команде Трэйси 2-е место среди яхт данного класса, что стало для Британии лучшим результатом с 1977 года, который не побит и сегодня. В 1998 году на катамаране Royal et SunAlliance, участвуя в кругосветной скоростной регате в борьбе за Жюль Верн Трофи (Jules Verne Trophy), команда побила за одно плавание семь мировых рекордов в разных номинациях.

Трэйси Эдвардс награждена орденом Британской Империи.

– Трэйси, как так получилось, что маленькая девочка, которая мечтала о карьере балерины, стала первым в мире капитаном яхты с женской командой?

– Я бы хотела ответить, что это случилось после длительной подготовки, взвешивания всех “за” и “против”, многолетних мечтаний, но это не так. Мне было 10 лет, когда умер мой отец, и жизнь превратилась в настоящий кошмар. Мы несколько раз переезжали, я меняла школы и, будучи очень непослушным ребенком, в какой-то момент окончательно взбунтовалась. Сейчас я очень хорошо понимаю, почему меня в 15 лет исключили из школы и даже не дали сдать экзамены. Моя мама всегда говорила: “Ты можешь делать в жизни всё, что захочешь, и быть, кем хочешь”. В молодости она была танцовщицей и много путешествовала с танцевальной труппой. Было очень смело с её стороны предложить мне уехать из Англии, чтобы посмотреть мир, но она понимала: останься я с теми людьми, которые окружали меня на тот момент, и будет только хуже.

Так я оказалась в Греции. Работая в баре в порту, я каждый день любовалась красавицами-яхтами, и однажды к нам зашёл капитан одной из яхт, который искал помощника на лодку. Не долго думая, я уволилась из бара и отправилась в своё первое плавание. Очень скоро я поняла, что для меня открылась дверь в совершенно новую жизнь, и хотя она больше походила на цыганскую, это оказалось именно тем, чем я хотела бы заниматься всю оставшуюся жизнь.

Мне тогда было всего 17.

– Вам повезло понять это в очень раннем возрасте. Многие только к середине жизни находят своё истинное призвание. И то не все.

– Нет правильного или неправильного пути прожить жизнь. Жизнь она очень разная. Некоторые сначала женятся, а после ищут приключений. У меня же всё случилось совсем наоборот.

Я работала на разных яхтах, училась, набиралась опыта. Несколько раз пересекала Атлантику. И это доставляло мне неимоверное удовольствие. Один парень рассказал мне про Whitbread. Он сам мечтал принять участие в кругосветной гонке и уверял меня, что я тоже буду в восторге. Как-то, прибыв вместе в Антигуа на Карибах, он указал мне на большую лодку и сказал, что она будет участвовать в Whitbread, и я просто обязана пойти и узнать, нет ли места у них в команде. Мне всегда везло на людей, которые подталкивали меня, наставляли и заставляли верить в собственные силы.

На моё удивление, меня взяли в команду. Им нужен был кок. Кок так кок! Чем я не кок?

– Вы как-то готовились к своей первой кругосветной гонке?

– Не особо. В ожидании старта регаты, я работала в Ньюпорте, в Англии на чартерной лодке. Одним из наших пассажиров был король Иордании Хусейн, путешествующий со своей женой королевой Нур, её сестрой и братом короля принцем Хасаном. Это был один из самых замечательных людей, которых я когда-либо встречала. Он проводил много времени с командой, мы не могли оторвать его от штурвала. У нас с ним оказалось очень много общего: любовь к навигации, в первую очередь, и к радио.

HM King Hussein bin Talal and his daughter HRH Princess Haya bint Al Hussein

Мы много разговаривали. Этот феноменальный человек очень любил людей, самых обычных людей вроде меня, и интересовался их жизнью. В какой-то момент я поведала ему, что собираюсь принять участие в кругосветной гонке, о своих волнениях и надеждах, а он взял с меня честное слово, что я расскажу ему о Whitbread после завершения регаты и буду держать в курсе моих дальнейших планов.

– Так как же прошла ваша первая гонка Whitbread Round the World Race?

– Это было потрясающе! В гонке приняли участие 230 команд. Для меня это было, как проникнуть внутрь какого-то тайного мира. Мне безумно всё нравилось. Но в какой-то момент я подумала: “Вот было бы здорово собрать свою команду и совершить кругосветное плавание только женским составом”. Я отнюдь не была феминисткой, просто мне показалась очень интересной такая идея. К тому же такая необычная команда обязательно привлечёт к себе всеобщее внимание, что поможет собрать необходимую для осуществления задуманного сумму.

– И вы сразу же с головой окунулись в воплощение этой идеи?

– У меня в запасе было чуть больше трёх лет до следующей Whitbread. На всё: подобрать команду, собрать деньги и найди подходящую лодку. Это совсем не легко. Второй человек, после матери, с которым я решила посоветоваться, был король Хусейн. Я прилетела к нему во дворец в Иорданию совсем не уверенная в том, что смогу осуществить задуманное. Но он очень твёрдо уверил меня, что я не только смогу, но просто обязана это сделать. И предложил свою помощь. Это было так великодушно с его стороны.

Мне тогда было всего 22.

– Как же воспринял яхт-мир новость, что в Whitbread примет участие полностью женская команда?

– Это вызвало бурю в яхт-мире – они не смогут, они слишком слабые для кругосветки, они не выдержат гонки! Женская команда – это безумие!!! Эдвардс не сможет быть капитаном! Вот тогда во мне проснулся феминизм. Почему это мы не сможем? Мы подберём себе лодку такого класса, которой будет легко управлять; мы проигрываем мужчинам в силе, зато мы более выносливы; мы более коммуникативны и устойчивы к стрессам, а это очень важно во время долгого плавания.

Я была очень маленького роста. Неудивительно, что никто не хотел воспринимать меня всерьёз и не верил, что я справлюсь.

Команда подобралась очень быстро и получилась поистине международной: девять национальностей на двенадцать человек. Фантастическая команда!

– Что оказалось самым сложным при подготовке к кругосветной гонке?

– Собрать необходимую сумму. Нам было нужно £2.9 млн — ничто, по сравнению с другими командами с бюджетами в £10-15 млн. Нашим главным спонсором стали Royal Jordanian Airlines, но почему-то ни одного британского так и не появилось. Люди приходили и помогали, чем могли. Мне пришлось заложить дом, влезть в долги… Саму гонку оказалось пройти гораздо легче.

Когда необходимая сумма была собрана, и мы выкупили Maiden, то всей командой реставрировали лодку, вкладывая в это всю свою душу. Сами проводили все работы: от дизайна/редизайна и сборки/разборки до подбора формы команды и цветовой гаммы бортов… На это ушло два года. В сентябре 1988 года Maiden спустили на воду и Её Королевское Высочество The Duchess of York стала крёстной матерью нашей малышке.

– Неужели сама гонка прошла легко и просто? Не могу в это поверить.

– Конечно гонка прошла нелегко. Но мы усиленно готовились, и это сыграло свою роль.

А во время самой гонки – тотальная концентрация. 24 часа разделены строго между двумя группами – еда, сон, гонка; еда, сон, гонка – которые меняются попеременно. К сожалению, были и ошибки, за которые мне и сейчас ужасно обидно, и опасности, и трудности. Но от нас никто не ожидал такой прыти, и когда Maiden, после семи месяцев плавания, завершила гонку второй –  у всего яхт-мира попросту отпала челюсть от изумления. Мы изменили этот спорт и отношение к женщинам-яхтсменам.

– Как стартует кругосветная регата? И видите ли вы потом своих соперников в океане?

– Все стартуют одновременно и сразу стараются отделиться – скрыться от других яхт, спрятаться. Никто не хочет быть в поле зрения других яхт. Примерно через пару дней уже никого не видишь рядом, только по радио можно отследить, кто где. А на длинных этапах даже по несколько дней никого не видно вокруг. Такое странное ощущение, что ты совсем один в этом огромном мире.

Photo: Andrew Sassoli-Parker

– Есть ли какие-то особые традиции на море? Или суеверия?

– Моряки очень суеверный народ. Много разных традиций и суеверий. Ну, конечно, главное – женщина на корабле – это к несчастью! Но с этим мы успешно справились. Зелёный – несчастливый цвет на борту. Обязательно перед гонкой надо вылить за борт немного алкоголя. И главное – никогда не покидать порт в пятницу!

– Сразу после столь оглушительной победы вам пришлось продать Maiden. Как же она вновь вернулась к вам через столько лет?

– Было очень сложно расстаться с Maiden, но другого пути не было. Надо было вернуть долги, заплатить бонус команде – они этого заслуживали, и приступать к новому проекту, не связанному с яхтами. Новый хозяин полюбил Maiden, как любили её мы. Но он неожиданно скончался, его жена продала лодку, и я практически ничего не знала о её судьбе. Время от времени до меня доходили слухи, что она не в лучшей форме, но только в 2014 году я узнала, что хозяин Maiden разорился и попросту бросил её на Сейшельских островах. Я обязана была спасти нашу Maiden – она не только являлась членом нашей команды, но и знаковой частью британской морской истории. Всем миром мы собирали средства, чтобы выкупить Maiden. Это заняло почти два года. И вот, в 2017, в октябре, мы её выкупили. Она была в ужасном состоянии. Потребовалось время, чтобы перевезти её в Англию. В июне 2018 года Её Высочество принцесса Хайя (HRH Princess Haya) дочь короля Хусейна, жена шейха Мохаммеда Мактума (Sheikh Mohammed bin Rashid Al Maktoum) спустила её на воду.

– У вас уже есть понимание того, как вы будете использовать Maiden?

– Вместе с принцессой Хайей, в память о короле Хусейне, как дань глубокого уважения и благодарности ему, мы основали благотворительный фонд Maiden Factor в поддержку женского образования. http://www.themaidenfactor.org/ Чтобы девочки развивающихся стран могли получать образование. С 5 до 18 лет. В мире 130 млн девочек, которые не получили высшего образования, и порядка 60 млн, которые вообще не имеют возможности учиться. По разным причинам. Если каждая девочка будет учиться 12 лет, это снизит браки с несовершеннолетними, уменьшит распространение СПИДа и ВИЧ. Образованные девочки, девушки, женщины делают общество здоровее, богаче и счастливее. Этому есть много подтверждений. Я уверена, что образование девочек – это решение почти каждой проблемы, которые мы имеем в мире. Многие годы я носила в себе эту идею. Все средства, заработанные от эксплуатации Maiden как чартерного судна, будут перечисляться в этот благотворительный фонд.

А в следующем году Maiden отправится в кругосветное плавание, неся на своем борту послание всему миру – у девочек есть право на образование! И никто не скажет нам: “Вы не сможете этого сделать”!

New Style благодарит гостиницу Jumeirah Carlton Tower за предоставленное место для проведения интервью.

Фотографии из личного архива Трэйси Эдвардс

Leave a Reply