Дидье Маруани & группа SPACE
Дидье Маруани – французский музыкант-клавишник и композитор. Свою первую песню написал в десять лет. Один из основателей культовой группы Space и родоначальников электронной музыки.
В 1983 году Дидье Маруани и группа Space впервые приехали в Советский Союз и дали 21 концерт в Москве, Санкт-Петербурге и на Украине.
Сольный альбом «Космическая Опера» (Space Opera) был взят космонавтами на станцию «Мир». Диск позднее выбросили в открытый космос в надежде, что когда-нибудь разумные существа с других планет найдут его и у землян появится возможность связаться с ними в будущем.
В 1992 году состоялся концерт – потрясающее лазерное шоу – на Красной площади, собравший около 360 тысяч человек.
В 2011 году Маруани дал концерт в Звездном городке в честь 50-летия первого полета человека в космос.
В 2013 году во время концерта Space в Лужниках композиция «Magic Fly» была исполнена в дуэте с итальянским астронавтом Лукой Пармитано, игравшем на клавишных на МКС в прямом эфире.
– Ваш самый первый видеоклип был записан в Лондоне. Почему именно в Лондоне, а не во Франции, где у вас было столько поклонников?
– Действительно, наш первый видеоклип мы записали в Лондоне в студии, где снимали свои видеоклипы и Пол Маккартни, и Ринго Стар. Trillion Studios – одна из лучших в то время. В 1977 году еще мало кто делал видеоклипы своих песен, особенно во Франции. Polydor Records, у которых со мной как с сольным исполнителем был контракт, не соглашались записать сингл Magic Fly, считая его не очень удачным. Тогда мы с продюсером совершили своего рода маркетинговый ход (так бы это назвали сейчас), собрав музыкантов и записав видео в скафандрах и шлемах. Получилась интрига – в таком виде нас никто не мог узнать.
Композиция Magic Fly была написана для телепередачи, которая так и не попала в эфир, но зато прозвучала на радио «Монте Карло» и имела огромный успех. На момент выхода видеоклипа мы уже были группой N1 в мировом чарте исполнителей по количеству продаваемых дисков, нас все время крутили на радио. Впервые французский музыкант имел такой успех за пределами Франции. Но у нас был пока только один сингл, и надо было срочно записывать альбом. Буквально за три месяца мы записали альбом, который имел бешеный успех.
Немного позже, когда с Polydor Records контракт был расторгнут, в прямом эфире на телевидении я смог снять свой шлем и показать, кто же стоит за такой таинственной группой Space.
– Я слышала, что для вас процесс написания музыки бывает очень быстрым. В одном из интервью вы сказали: «Я должен торопиться записать музыку, которая приходит в голову, пока она на растворилась в воздухе».
– Вдохновение приходит, не спрашивая разрешения. Оно может осенить в любое время, в любом месте. Дома или на улице, в ресторане или на прогулке. Ноты сами возникают у меня в голове, как будто приходят из космоса, и их надо срочно зафиксировать, записать, пока какой-нибудь другой композитор не услышал эти ноты в своей голове, проходя мимо. Сейчас, имея под рукой мобильный телефон, можно просто насвистеть мелодию, возникшую в голове. И это очень облегчает процесс творчества.
– Переносите ли вы такую свою быструю реакцию на другие сферы жизни?
– Да, я стараюсь и в жизни не упустить свой шанс. Стараюсь выполнить любую работу быстро, без лишних задержек. И от других ожидаю того же.
– В вашей семье многие были связаны с музыкой и музыкальным бизнесом, но только вы стали музыкантом. Вам как-то помогали родственники в вашей музыкальной карьере?
– В моей семье были и менеджеры, и продюсеры, и импресарио как в музыкальной сфере, так и в шоу-бизнесе. Но не было профессиональных музыкантов – только я один. Мне было 5 лет, когда я сказал отцу, что очень хочу научиться играть на пианино, и он нашел мне хорошего учителя. Очень важно дать своим детям возможность проявить себя в той или иной области, а музыка, как ничто другое, помогает развить в маленьком человеке и интеллект, и память, и математические способности, и многое другое. В 10 лет я написал свою первую песню. Она была посвящена моей маме: я готовил ей подарок ко Дню Матери. Мой дядя-издатель попросил прислать ему то, что у меня получилось. Как же я был рад, когда получил от него не только напечатанные ноты моего первого музыкального произведения, но и виниловую пластинку с записью этой музыки. Именно тогда я решил, что буду продолжать заниматься музыкой и обязательно стану профессиональным музыкантом. Это, пожалуй, был единственный раз, когда родственники как-то поучаствовали в моей музыкальной карьере.
– В 1983 году, еще до Перестройки, группа Space была одной из первых иностранных групп, приехавших с концертами в Советский Союз. Как вам нравятся изменения в стране, происшедшие за эти годы?
– Когда мы приехали в Советский Союз в первый раз, мы знали о вашей стране очень мало. Многим вещам мы удивлялись, но понимали, что несем советским людям не только музыку, но и что-то более социальное. Зрители на концертах получали заряд новой энергии. Будь то в России, Украине, Белоруссии или Казахстане. Сейчас на наши концерты те, кто был на концертах в 80-х, приходят со своими детьми. Мы играем музыку уже для второго поколения россиян. За эти годы произошло много изменений, но мы по-прежнему рады встречам со зрителями в этой огромной стране, которая раньше называлась Советским Союзом.
– Случались ли какие-то курьезы во время пребывания в «экзотической» стране, какой являлся Советский Союз в то время?
– Нас многое удивляло порою даже в самых простых и обыденных ситуациях. Несмотря на то, что мы всегда останавливались в больших и хороших гостиницах, нам надо было за два дня четко подтверждать, не только где мы будем обедать или ужинать, но и что будем есть. За два дня! Ну, и конечно, эти «бабушки» – дежурные по этажу, которые никого не пропускали и каждый раз очень усердно сверяли все имена в пропусках. Но никогда не отказывались от маленьких подарков и сувениров.
– Вам ведь тоже как-то был преподнесен уникальный подарок – участок на Луне. Не планируете посетить Луну и проверить, в хорошем ли месте расположен этот участок?
– О, это был один из самых неожиданных подарков, полученных мной. У меня есть все бумаги, подтверждающие право владения. Согласно сертификату, участок расположен не на темной стороне Луны. Это уже хорошо!
Я думаю, было бы необычайно интересно побывать в космосе, высадиться на Луну и проверить, как там мой участок, но это все в мечтах. Такой полет требует огромной работы и физической подготовки. Но можно сказать, что я сделал небольшой шаг в этом направлении. В 2014 году мне посчастливилось совершить суборбитальный полет на Aerobus, приспособленном для гиперболических полетов астронавтов «Европейского Космического Агентства» – Zero Gravity Flight. Это потрясающе! 32 секунды в состоянии невесомости.
– Вашими первыми сценическими костюмами были скафандры с большими шлемами. Для гиперболического полета надо ли надевать скафандр?
– Нет. Я был в специальном костюме, но не в скафандре. И конечно, без шлема.
Настоящий скафандр я примерял несколько раз, и каждый раз это вызывало множество эмоций: мне казалось, что, даже просто надев скафандр, приближаешься к далеким звездам. Сценических «космических» костюмов у нас было два разного вида: серебряный и золотой.
– Самое главное, что вы ожидаете от организаторов концерта? Без чего невозможно провести концерт такого уровня, как концерт группы Space?
– Для нас главное – техническая сторона. Все системы, как в космическом корабле, должны работать четко, без сбоев. У нас очень мощное оборудование, необходимое для лазерного шоу, экраны, лампы, требующие квалифицированного профессионального обслуживания. И к тому же это все очень дорогостоящее.
– В этом году группе Space исполняется 40 лет. Как вы готовитесь к этой дате? Порадуете чем-то ваших верных поклонников?
– Будет проведен большой концертный тур по городам и странам, где мы выступали за эти 40 лет. Мы готовим к выпуску новые версии наших хитов, записываем новый альбом. К тому же мюзикл «Гагарин», над которым мы работаем уже почти три года, близок к завершению. В него вошли 25 композиций. Я мечтаю поставить его на большой сцене. Это огромный проект, который обещает быть фантастически успешным.
«Мне очень нравится Пол Маккартни: у него отличный музыкальный вкус, а у Элтона Джона прекрасные мелодии с отличным чувством ритма».
«Музыка – универсальный язык общения и наивысшая степень искусства»
«Мои собственные альбомы гораздо более “земные”, чем альбомы SPACE».
«Когда совмещаешь звук аналогового синтезатора с цифровым звуком, то получается какое-то особое “космическое” звучание».