ИДЕЯ, что издательство – это место где книги готовят, печатают и развозят по магазинам, МЕРТВА
Беседа с Александром Касьяненко тиха и неспешна. Он взвешивает каждое слово и подробно и терпеливо объясняет, как устроены вещи. Хитрый прищур, легкая улыбка, едва заметные движения – один из основателей популярного сегодня во многих странах электронного самиздата более двадцати лет варится в литературном бульоне и, кажется, впитал в себя всю возможную книжную премудрость.
В 90-е Касьяненко открыл магазин русских книг в Тель-Авиве, затем взялся за создание официального путеводителя по Кремлю, а в 2003-м вместе с поэтом и переводчиком Ильей Кормильцевым основал культовое радикальное издательство «УльтраКультура». С 2013 года занимается выведением на рынок роботизированного издательства Ridero.
– Последние десять лет ведутся постоянные разговоры о том, что бумажная книга уступит место электронной. Пока этого не произошло, а, судя по количеству печатных изданий на полках магазинов, в ближайшие 5-10 лет и не произойдет. Какой прогноз вы можете сделать? Кто победит: бумага или экран планшета?
– Если делать прогноз на неопределенную перспективу, то электронная книга победит, конечно. Но это еще очень нескоро, для этого должны не только значительно развиться технологии, но и уйти те, кому важно ощущение бумаги, листание страниц. И сама книга должна измениться, соответствовать идеологии сети, клиповому мышлению. Даже студенты распечатывают электронные учебники, так как по печатным удобнее учиться. Думаю, что пока можно не беспокоиться. Рынок цифровых книг даже в США сильно замедлился и вряд ли в обозримом будущем перешагнет отметку в 50%. Появление видео в сети не убило кинотеатры, так же и книги, просто возможностей стало больше.
– Считается, что издательское дело переживает кризис. Это общемировая тенденция или характерная только для российского рынка?
– Книжная отрасль действительно переживает тяжелый кризис, и это верно для всего мира. Просто в некоторых странах удается как-то нивелировать его последствия через различные программы поддержки библиотек, магазинов, издательств, в том числе через налоговые льготы. В основе кризиса, как мне кажется, вовсе не нежелание обычных людей читать, а их нежелание читать неизвестно что неизвестного качества. Соответственно покупают книги только уже ставших известными авторов, а количество книг от них естественным образом убывает. Большинство этих авторов появилось еще в 70-80-е, когда издательства были маленькими, имя издателя на обложке что-то значило, а хозяева магазинов руководствовались в основном качеством книг. Потом начался процесс слияний и поглощений, в результате которого рынок оказался совершенно избавлен от тех, кто рисковал и искал что-то новое. Какое-то время жили на старых именах и «селебрити», но спустя 20 лет издателям стало нечего кидать в топку книгоиздания, ведь поставщиков этих самых новых авторов поглотили и смяли.
Чем меньше инструментов вывода новых авторов на рынок – тем сильнее проседает рынок. Чем меньше шанс найти полезную книгу в магазине – тем реже туда заходит читатель. Мое мнение, что сама модель издательского бизнеса изжила себя, но издатели цепляются за старое изо всех сил, а новое не понимают и поэтому пробуют разные варианты хаотически, безо всякой системы.
– Какие издательства останутся на плаву?
– Я полагаю, что скоро ситуация на издательском рынке выровняется: останутся очень крупные издательства, которые станут работать по принципу венчурных фондов – инвестировать в проекты, уже показавшие привлекательность, которые можно масштабировать деньгами и шаблонными действиями И частные издатели, которые станут своего рода бизнес-ангелами для авторов, будут вкладывать в произведения свои знания (это будут в основном выходцы из отрасли) и очень небольшие деньги – для тестов рекламного продвижения. Все середняки утонут, так как идея, что издательство – это место где готовят книги, печатают и развозят по магазинам, мертва.
– Писателей сегодня больше, чем читателей. В интернете есть ряд крупных сайтов, где публикуются писатели и поэты. И действительно ряд имен – Вера Полозкова, Андрей Аствацатуров, Стефани Майер – «пришли в печать» из сети. В то же время отмечают, что по-настоящему новых ярких имен и идей немного. Как происходит этот процесс отбора автора к печати?
– Старая издательская модель стояла на искусственном отборе и возможности навязать читателям выбор издателя. Это было обусловлено в первую очередь высокой стоимостью выхода новинки на рынок и отсутствием свободного доступа к публикациям и у авторов, и у читателей. Сегодня, когда любой может быть опубликован, читатель сам выбирает, что ему читать, и делает это весьма успешно и столь же успешно сопротивляется навязыванием ему книг издателями.
– Насколько оправданны инвестиции в подобные проекты? В чем в данном случае заключаются риски и бонусы вкладывания денег в интернет-проекты?
– Мне сложно судить: инвестиции в интернет-проекты – дело рискованное, ведь выживут только два-три проекта, а лидером станет только один. Зато если поставить на правильную лошадь, то и выигрыш колоссальный. Чем был Amazone двадцать лет назад? Торговали книжками из подвала. Booking.com всего лишь стали брать комиссию не с путешественника, а с гостиницы (фактически это даже не комиссия, а плата за привлечение клиентов) и забрали себе гигантский мировой рынок, с которого кормилось невероятное количество турагентств. Uber сейчас хоронит бизнесы таксопарков. Мир меняется кардинально, и там, где раньше многие могли зарабатывать прилично, останутся единицы, кто получит все.
– Какие крупные игроки существуют сегодня в мировом книжном бизнесе?
– Есть Большая пятерка – это издательства Hachette, Simon and Shcuster, Random House, MacMillan и Harper Collins, которые контролируют более 50% мирового книжного рынка. На рынке научной литературы тоже свои гиганты, такие как ELSevier, Waily, Springer. Но над всем висит Amazone, который не только стал основным игроком на рынке продаж, но и его издательский проект, основанный на анализе результатов продаж миллионов книг неизвестных авторов, угрожает устойчивости гигантов.
Появились также и издательства нового типа, такие как Rosetta Books, например. Главная особенность – такие издательства строят свой успех не на субъективной оценке литературных достоинств, а на математике. Так надежней.
– Есть ли виды печатной продукции, которые невозможно поддерживать сервисам, подобным Ridero: детская книга, коллекционные издания? Это всегда будет дорогой продукт или есть возможность упростить и этот процесс без потери качества?
– Сервисы, подобные Ridero, – это очень условно. Например, если это издательство за счет автора, просто работающее в сети, то оно может сделать любую книгу, просто это невероятно дорого и доступно единицам. Есть сервис Lulu – он напечатает ваш файл ворд и поможет создать к нему обложку, это тоже похоже на книжку, но непрофессионального качества. Есть сервис Blurb – если вы владеете композицией, то в их приложении вы сможете создать очень приличный альбом. Ridero – это про профессиональное издание в пару кликов, но только по заданным шаблонам. Мы не сторонники демократии, так как считаем (и видим по конверсиям в заказы, что обоснованно), что пользователю важнее получить «хороший» результат дешево. Но если нужно «эксклюзивное» издание, то надо идти к дизайнеру-профессионалу, это то же самое, что произошло с фотографией: хорошее качество теперь общедоступно, но за «суперкачеством» мы все равно идем к профи.