История будущего или теория поколений
Мы часто слышим, что подрастающее поколение особенное, не такое, как мы, тем более они не похожи на наших родителей.
Эзотерики считают, что с наступлением новой эры человечество раскололось. По одну сторону остались те, кто тяготеет к ценностям прошлого и к материальным благам, по другую – новое более духовное поколение.
Предполагается, что оно будет обладать телепатией и другими необычными способностями. Мистическому пониманию смены поколений резонирует литературная версия о появлении особо одаренных детей индиго. За ними последует хрустальное поколение, которое будет жить в прозрачном мире. Удивительно, что по сути, эти красивые метафоры не противоречат исследованиям американских ученых Нила Хоува и Уильяма Штрауса.
Результатом их двадцатилетней работы стала теория поколений, впервые изложенная в книге “Поколения. История Американского будущего от 1589 до 2069”, опубликованной в начале 90-х годов прошлого века. В развитие темы, ими было написано еще несколько книг, ставших бестселлерами.
Изучив биографии людей и историю стран североамериканского континента на протяжении пяти веков, исследователи пришли к выводу, что общество развивается циклами, продолжительностью в 80-100 лет. В таком цикле четыре периода: пик, пробуждение, развязка и кризис. Этим периодам соответствуют поколения. Авторы утверждают, что независимо от века и технологического прогресса в аналогичных периодах поколения похожи. Подтверждение этому они нашли в схожести законов, принимаемых в это время, и повторении доминирующих социальных архетипов.
Согласно их теории, поколения определяют общие ценности, привычки и модели поведения. Они формируются до 10-12 лет, пока дети ещё не воспринимают мир критично, и остаются с нами на всю жизнь. Их источники: значимые события, воспитание, убеждения и дефициты – то, чего нам не хватало в детстве. Поколенческие ценности работают как своеобразные фильтры восприятия. С их помощью мы определяем, что для нас хорошо, что плохо, кто свой, а кто чужой, решаем множество других задач.
Кроме них, у нас есть собственные ценности, производные из жизненного опыта, профессии и других факторов. К тому же, дети часто воспринимают значимые традиции старших, например, когда они близки с бабушками и дедушками. Так что, каждый из нас может уловить в себе черты нескольких поколений.
В прошлом веке поколения сменялись каждые 20-25 лет. Однако, в наше время, в связи с развитием IT технологий, дети взрослеют раньше. Смена поколений ускорится, предположительно, она будет происходить каждую декаду. Если учесть, что средняя продолжительность жизни скоро превысит 120 лет, представьте себе, как будет “нарастать снежный ком” поколенческих проблем и конфликтов. Людям старшего возраста придётся постоянно развиваться, осваивать новые виды коммуникации, выталкивая себя из зоны комфорта.
Теория поколений не предлагает готовых решений. Она лишь указывает нам направление, в котором их нужно искать и помогает понять поколенческие ценности и приоритеты.
В этом ракурсе мы рассмотрим четыре поколения, которые сейчас на авансцене бизнеса и общественной жизни: бэйби-бумеры, годы рождения с 1943 по 1963, Х – с 1964 по 1984, Милленниалы или Y – с 1985 по 2003 и Z, рожденные после 2004 года.
Эти временные промежутки взяты мной из проекта Rugenerations, которым российские исследователи занимаются с 2004 года.
Американские учёные предлагают корректировать эти периоды на 2-3 года для эхо поколения, тех, кто родился на стыке. “Пограничники” оперируют ценностями, как минимум, двух поколений и часто добиваются больших успехов в жизни.
Нил Хоув считает, что некоторые поколения в России и Восточной Европе “отстают” от американских на 5-10 лет. Он объясняет это последствиями Второй Мировой Войны и более поздним появлением Интернета. Согласно авторам рассматриваемой теории, основные поколенческие ценности универсальны, они есть во всех странах .
Первое поколение современного цикла – бэйби-бумеры, появились на свет в период всплеска рождаемости. Их родители транслировали послевоенные ценности: бережливость, серьёзность, трудолюбие. Детям не разрешали выбирать что делать и как проводить время, за них всё решали взрослые.
Отделённые от мира железным занавесом, советские дети отличаются от своих сверстников. Этой теме посвящена книга Дональда Рейли «Советские бэйби-бумеры. Послевоенное поколение рассказывает о себе и своей стране».
События и фон их взросления мрачны и масштабны: послевоенная разруха и восстановление страны, взрыв атомной бомбы, смерть Сталина – окончание эпохи великих тиранов, холодная война. Из позитивного: начало освоения космоса, международный фестиваль молодёжи и студентов и хрущёвская оттепель,во время которой, советские бумеры впервые ощутили себя частью мировой молодёжной культуры. Рок энд ролл, стиляги, и другие “чуждые” ценности бросили вызов консервативным нравам советского общества.
Но идеологи социализма считали, что страна должна жить в режиме осаждённой крепости, и весна после короткой оттепели не наступила. Протест творческой молодёжи был остановлен. Их подвергали общественному осуждению, обвиняли в тунеядстве и выселяли из городов в отдалённые районы страны. Творческую молодёжь ограничили квартирниками, кухонным вольнодумством и самиздатом.
У конформных бэйби-бумеров, а их большинство, была благополучная и дружная молодость. Они совместно решали задачи в учёбе, и после неё – в пионерских лагерях и стройотрядах. У них рано сформировались командные ценности. Их команды напоминают спортивные: общая цель, как правило амбициозная, строгие правила и разделение ответственности. Советские бумеры гордились масштабом и значимостью своего труда: тянули дороги сквозь сибирскую тайгу, строили ракеты и возводили новые города.
Авторы теории поколений считают, что это было время взросления личностей, определивших будущее, примером тому Стив Джобс и Бил Гейтс.
На западе протест молодых бумеров против родительских ценностей проявился в новой эстетике и культуре. В моду вошли джинсы и короткие юбки, женщины надели брюки. Они вступили в конкуренцию с мужчинами за равные возможности. Толчком для этого было появление пероральных контрацептивов.
Иногда взросление бэйби-бумеров носило бунтарский характер, как, например, студенческие волнения во Франции и протесты молодёжи против войны во Вьетнаме. Наиболее известный пример отказа от родительских ценностей – движение хиппи. Однако, в большинстве своём, достигнув тридцатилетнего возраста, «дети цветов» и другие бунтари возвращались к традиционному пониманию семьи и общества.
Бэйби-бумеры “изобрели” радикальную политику. Появились различные экстремистские движения и террористические группы вроде Красных Бригад. В Европе и Америке зародилось движение зелёных, проходили марши и фестивали за мир, против ядерной бомбы.
Для людей этого поколения важны общие ценности, их принадлежность к группе.
В своем отношении к работе они “диггеры” – любят углубиться, ценят информацию, экспертность, следуют правилам.
Они отождествляют себя со своей работой, с профессией. Им привычно трудиться много, сверхурочно, не подвергать сомнению решения руководства, и не докапываться до их причин.
Командный подход предполагает осведомлённость о тех, с кем работаешь и общаешься. Так что, на вопрос: “Как дела?” от вас ожидают содержательный ответ, а не привычное: “Нормально”.
Бэйби-бумеры придают большое значение благосостоянию и престижу, радуются материальным приобретениям, воспринимают их как символы успеха и признания. Для них важны награды, дипломы и научные степени.
Детство бэйби-бумеров не было интересным, зато им досталась яркая и незабываемая молодость – их наибольшая ценность.
Поэтому они любят проводить время с молодёжью, стремятся её понять. Их привлекает роль наставника, который делится своим опытом. Они не боятся вступать в неравные браки.
Во всех странах мира это поколение не хочет стареть. Бумеры дорожат своей молодостью, стремятся сохранить её как можно дольше. Они отказываются уходить на пенсию, и не желают уступать свои позиции новым поколениям.
Теперь про поколение Х, так его назвала Джейн Деверсон, изучавшая традиции британской молодежи 70-х. Её исследование не было опубликовано, но нашло своё отражение в ставшей бестселлером книге “Поколение Х. Сказки Ускоренной Культуры” канадского писателя Дугласа Коуплэнда. Он отмечает, что для иксов характерны: потеря связи с родителями, индивидуализм, разочарование в политике и утрата доверия к власти. На их формирование повлияли: окончание холодной войны, освоение космоса, эпидемия СПИДа, признание важности экологических проблем и появление интернета.
Их ключевое значение в самом названии: Х – неизвестное поколение, для которого важно отличаться, чувствовать себя особенным, непонятным.
Постсоветские иксы ценят эффектное, необычное и дорогое. Ведь их детство прошло в многоквартирных домах с похожими мебельными гарнитурами и стандартной планировкой . Сначала у них были одинаковые игрушки, потом, целых десять школьных лет, одинаковая форма.
В других странах также сформировался обширный средний класс со стереотипным образом жизни, поэтому детей привлекало всё необычное.
Их детство пришлось на спад рождаемости и рост числа разводов. Большинство женщин включилось в работу. Иксов также называют – поколение с ключом на шее. Работающие родители “вручали” детям не только ключ, но и возможность бесконтрольно проводить время вне дома. Дети рано оценили свою свободу и поняли, что рассчитывать нужно на себя, самому договариваться и решать проблемы. Люди этого поколения самостоятельны в принятии решений, не любят просить о помощи, гордятся собственными успехами и стремятся получать от жизни больше.
Детство ранних иксов пришлось на период относительной экономической стабильности и предсказуемости. Советские родители считали, что образование должно учить детей соответствовать социальным стандартам. Возможно поэтому российское поколение Х, скептически относится к социальным стереотипам. Например, они различают понятия Родина и государство, в отличие от бэйби-бумеров, не отождествляют себя со своей работой. Они легче воспринимают переезд в другой город и эмиграцию.
Экономические проблемы 80-х и распад Советского Союза привели к тому, что мир изменился, стал непредсказуемым и противоречивым.
В новых обстоятельствах поколению Х пригодились свободолюбие и индивидуализм. Постсоветским иксам приписывают безразличие к общим интересам в том случае, если они отличаются от их собственных.
Среди иксов много предпринимателей, тех, кто ведет независимые проекты. Они всегда ищут собственную нишу, в ней они становятся трудоголиками. Исследователи из Rugenerations считают, что команды иксов напоминают “суррогатную семью” – они строятся на общении во время и после работы.
Иксы ценят детство, придают большое значение воспитанию и образованию детей. Они любят участвовать в образовательных проектах.
Это последнее поколение, воспитанное на чтении книг, периодических изданий и просмотре телепрограмм.
В отношениях с иксами нужно помнить, что для них важно выбирать что и когда делать, их нельзя ставить перед фактом.
Как правило, иксы активно пользуются интернетом, но их называют цифровыми кочевниками (digital nomades). В отличие от миллениалов, цифровых аборигенов, они менее активны в социальных сетях. Виртуальный мир для них вторичен.
О следующих поколениях: Y ( миллениалах) и Z, которое только начало заявлять о себе, я напишу во второй части этой статьи. Продолжение следует…