История моды. Ретроспектива. Позднее Cредневековье
История моды немногим младше, чем история человечества. Модный костюм доисторического человека представлял собой лишь шкуру животного и служил единственной цели – согреться. Вряд ли в те суровые времена наши предки думали о том, какая шкура красивее и какую престижнее носить. Появление первых крупных цивилизаций также не принесло в мир какого-то единого стиля, который мы можем назвать модой. У каждого народа был свой индивидуальный стиль. Костюмы и украшения представителей разных частей света были очень разнообразными и по-своему привлекательными. Любые чужеземные наряды казались странными и диковинными.
Эпоха позднего Cредневековья, феодализм
В это время, в период интенсивной классовой борьбы, произошла перегруппировка господствующих сословий, что привело к большим изменениям в костюмах европейцев. В этот период все заметнее различие между костюмами феодалов, горожан и крестьян. ХIII век стал переломным в истории моды и был ознаменован формированием четких требований, предъявляемых к одежде и всему, что с ней было связано. Были созданы законы об иерархии в одежде, которым население было обязано неукоснительно следовать. Каждому классу предписывались определенные критерии при выборе формы костюма, а также самой фактуры и цвета ткани. Именно эти законы стали импульсом в развитии портновского искусства и зарождением моды в современном ее понимании.
В архитектуре и прикладном искусстве сложился новый художественный стиль — готический. Он сильно отличался от романского, хотя и возник на его основе. Архитектурным сооружениям и мебели стали характерны легкие, устремленные вверх изящные формы, арки, витражи. Подобные черты, вытянутые пропорции приобрел и силуэт костюма этого периода.
После крестовых походов европейцы познакомились с Востоком. Появились новые торговые пути, оживилась жизнь городов, стали бурно развиваться ремесла. В главных торговых точках Европы – Венеции и Флоренции – начали продавать роскошные восточные ткани, в Италии в целом начали изготавливать узорчатый шелк, парчу, атлас и тканный золотом и серебром бархат. Наивысшего расцвета достигло изготовление сукна из английской шерсти. В этот период не только произошел прогресс в ткацком производстве и улучшилось качество тканей — европейцы научились строить выкройки, что зародило основу кроя одежды. Одежду стали разделять на части, и появилась возможность создавать любые ее формы. С развитием портновского искусства усложнилась и технология изготовления костюма. В Западной Европе (прежде всего во Франции) началось подлинное «господство ножниц»: стали закладываться основы кроя, что особенно повлияло на изменение формы женской одежды. Теперь фасон платья перестал зависеть от ширины полотнища, которое, в свою очередь, зависело от ширины ткацкого станка. К XIV веку европейский костюм приобрел столько видов кроя, что, в сущности, до настоящего времени больше не появлялось ничего нового.
В костюмах впервые стали делать вшивные рукава. Их поначалу пришивали временно, только на день, а вечером отпарывали (иначе снять узкую одежду, у которой не было застежки, было совершенно невозможно). С изобретением застежек и распашной одежды (то есть разрезанной спереди сверху донизу), рукава начали пришивать основательно. В костюме наконец появился воротник. Усложнение кроя позволило создать костюм, подчеркивающий фигуру.
В XIV веке костюмы по своим формам стали еще более разнообразны. В мужском костюме появилось два модных направления: короткая и длинная одежда. Одни предпочитали носить свободное и длинное, другие (чаще всего молодежь) — узкое и короткое.
Нижней мужской одеждой всех классов по-прежнему оставалась камиза – длинная туника с цельнокроеными рукавами. Сверху надевали котт – вторую тунику с короткими рукавами или без, сшитую из более дорогой и плотной ткани – доходившую теперь до середины икры или до щиколотки. Однако к середине XIV века они вышли из моды. Им на смену пришел пурпуэн — короткая куртка с узкими рукавами, к которой крепились штаны-чулки, существовавшие как единое целое в виде сквозных тесно прилегающих паголенков. Щеголи носили пурпуэн с длинными, свисающими до пола декоративными рукавами.
Кроме пурпуэна у знати в моде были два верхних кафтана — котарди и блио. Котарди — это узкая одежда, доходившая до середины бедер, с рукавами различной формы: узкими и широкими, в виде крыльев. Блио — отрезной по талии кафтан с узким лифом и пышными полами, не сшитыми по бокам. Блио обычно шнуровали сзади.
В этот период у всех классов был особенно популярен нарамник — тип плаща, состоявший из куска ткани, согнутого пополам и имевший на месте сгиба отверстие для головы. По бокам нарамники не сшивались. Они могли быть длинными и короткими.
Сшитый в боках нарамник стали называть сюрко. Сюрко иногда имел ложные рукава либо просто проймы. В моду также вошел короткий плащ — табар, с колоколообразными, не сшитыми по боковому шву рукавами. Этот вид одежды был обязательной принадлежностью костюма герольда, пажа.
Женский костюм также включал в себя котт и камизу. У женского фасона котта был узкий верх, шнурованный сбоку или сзади, и широкая за счет боковых клиньев юбка. С XIII века талию стали делать удлиненной, а юбка приобрела шлейф.
Очень модными были драпировки ткани на юбке. Даже осанка женщины стала особенной: откинутая назад спина и характерное положение сложенных перед животом рук.
К XIV веку у знатных дам, особенно Франции и Англии, вошел в моду знаменитый «королевский сюрко» без рукавов, с удлиненным лифом и огромными проймами, обшитыми мехом. Вырезы проймы получили название «адских окон»: сквозь них была видна талия котта.
В XIV-XV веках сюрко стал частью парадной королевской одежды, постепенно укорачиваясь, он, в конце концов, приобрел форму душегреи.
В качестве верхней одежды как у знатных дам, так и у простолюдинок выступал нарамник — длинный или доходивший до середины икр. Иногда его подпоясывали. Простым женщинам как нижней, так и верхней одеждой служила рубашка-камиза. А знатные дамы носили пенулу со шлейфом, с прорезями для рук и меховым оплечьем в виде круглого воротника.
В XIV веке знатные дамы для торжественных случаев стали носить женский упленд. Летние упленды делали из шелка или парчи; зимние — из фландрского сукна на меху.
Что касается обуви, то мужчины носили полусапоги и туфли из кожи или бархата, без каблуков, мысы которых первоначально были слегка заостренными. С середины XIV века обувь феодалов, так называемый пигаш, приобрела настолько удлиненные мысы, что они иногда достигали 50 см. Женская обувь была схожа с мужской – тоже с заостренными носами.
Наибольшее значение придавалось формам головных уборов. Мужчины по-прежнему носили средневековый капюшон, видоизменяя его в соответствии с модой. Обычно он был пришит к плащу или куртке. Капюшон-воротник прикрывал голову и плечи и мог застегиваться спереди. Со временем край воротника значительно удлинился и стал свисать сзади, а иногда он мог даже опускаться ниже пояса.
Распространенным головным убором, которым покрывали головы женщины всех слоев населения вплоть до XV века, был горж. Он напоминал сшитую из ткани трубу, расширенную по краям, с разрезом сзади. Женщины также часто надевали вилообразный, или «двурогий» чепец с ниспадающим покрывалом или с широким свисающим краем. Лоб для этого высоко обривался.
Плотно прилегающая мужская куртка, ватная подкладка на груди, спине и плечах, туфли с длинными узкими носами, длинная верхняя одежда с рукавами наподобие колокола, длинные шлейфы женских платьев, глубокие проймы сюрко, высокие «двурогие» чепцы, без сомнения, были изобретены французами. Но развитие этих фасонов до слепящего великолепия и совершенства принадлежало герцогству Бургундия, которое во второй трети XV века превосходило в политическом и культурном отношении ослабленную войной Францию. Здесь же в XIV веке при дворе Изабеллы Баварской появилось и декольте, ставшее настоящим шоком для средневековых блюстителей морали.
Могучая, стремительно восходящая княжеская династия, присоединившая к своим владениям и Нидерланды, в то время самую богатую страну в мире, сумела использовать свое положение для целенаправленного развития всех искусств и ремесел. Богатый двор бургундских герцогов преобразил позднюю готику в утонченное и роскошное искусство.