Эдвард Бёрн-Джонс. Ретроспектива
«Под картиной я подразумеваю красивую романтическую мечту о том, чего никогда не было и впредь не будет, что освещено самым прекрасным светом, и находится в таком месте, которое нельзя ни найти, ни вспомнить, а можно лишь только желать», – писал британский художник Эдвард Коли Бёрн-Джонс. Своеобразное видение живописи, не правда ли? Так ведь и человеком он был неординарным и до сих пор не до конца понятым, хотя творил ещё в викторианскую эпоху и считался «последним прерафаэлитом». Бёрн-Джонс изучал богословие в Оксфорде, но, встретив там лидера прерафаэлитов Габриэля Россетти, оставил учёбу ради искусства.
С тех пор его воображением безраздельно завладели средневековые легенды о рыцарях Круглого стола, о короле Артуре, о священном Граале, мифы и библейские сказания. Утончённая меланхолия образов живописцев XV века Филиппино Липпи и Сандро Боттичелли, которые Бёрн-Джонс подолгу созерцал в капеллах Северной Италии, определила художественный строй его картин. В них оживают легенды, сменяют друг друга таинственные сны-видения и символические ритуалы, разыгрываемые погружёнными в себя томными красавицами и благородными рыцарями андрогинной внешности.
Несмотря на вычурную красивость и искусственность поз, есть в этих больших тщательно выписанных полотнах какая-то завораживающая меланхолически-сумрачная притягательность – не зря, когда художник в 1890 году впервые представил публике серию «Шип розы» в галерею выстроились тысячные очереди.
Этой осенью после 40-летнего перерыва галерея Тейт Британ открывает масштабную ретроспективу из 150 произведений Бёрн-Джонса – живопись, витражи и гобелены. Некоторые известные циклы, как «Персей», будут представлены целиком впервые.
* * *
Edward Burne-Jones
24 октября 2018 – 24 февраля 2019
Tate Britain
Millbank, London SW1P 4RG