Angel of the North
В этом году ему исполнился 21 год. День и ночь «Ангел Севера», гигантская стальная фигура с распахнутыми крыльями, стоит на cвоём посту на холме у города Гейтсхеда (Gateshead), в английском графстве Тайн-энд-Уир. Судьба у него непростая. Это сейчас «Ангел» – популярная достопримечательность северо-восточной Англии и знаковая скульптура страны. А поначалу местные острословы окрестили его «Гейтсхедским эксгибиционистом»… Но давайте по порядку.
Всё началось с высокомерной ремарки британского скульптора Энтони Гормли. Когда члены городского Совета Гейтсхеда предложили ему представить свои идеи для скульптуры на холме над проходящим у города шоссе A1, художник насмешливо возразил, что «автомагистральным» искусством не занимается. Надо сказать, что в те времена, а дело было в 1990 году, Гормли ещё не входил в когорту главных скульпторов-монументалистов Великобритании и был преимущественно известен в арт-кругах. Однако, получив фотографию кургана, отведённого под будущую скульптуру, и узнав, что на протяжении двухсот лет под ним располагались шахты, Гормли заинтересовался и поддался на уговоры посетить Гейтсхед. Увиденное его весьма впечатлило, в особенности в контексте истории места. Позднее скульптор рассказывал, как во время встречи один из сотрудников городского Совета сказал: «Нам нужен один из ваших ангелов, мистер Гормли». На что тот ответил: «Если вы серьёзно, то мой ангел будет высотой не менее пяти двухэтажных автобусов». Воцарившееся после этой фразы молчание Гормли до сих пор не может вспоминать без смеха.
Однако путь от замысла до воплощения оказался настолько драматичным, что художник мог так никогда и не увидеть своего «Ангела» на холме у Гейтсхеда. Обнародование эскиза скульптуры, представленного Энтони Гормли, вызвало шквал негатива. Список претензий был длинным и разнообразным: «Ангел» будет отвлекать водителей и вызывать дорожные происшествия на трассе А1. Испортит красоту местного ландшафта. Будет притягивать молнии. Вызывать телевизионные помехи. Подталкивать к вандализму. Это святотатство. Уродливое искусство. Выброшенные деньги, которые могли бы быть потрачены с большей пользой на школы и больницы.
Местные газеты разразились десятком критических статей. Ныне покойная Gateshead Post пошла ещё дальше, опубликовав материал «Nazi… but nice?». Автор статьи сравнивал более раннюю работу Гормли «Футляр для Ангела» со скульптурой «Икар» Альберта Шпеера, заказанную в 1930-е годы нацистами. Гормли, не желавший давить и навязывать свою скульптуру встретившему её в штыки местному сообществу, готов был уже отступить, но несколько членов городского Совета поехали к нему, ободрили и убедили не сдаваться. «Они усадили меня обратно на коня и как следует пришпорили его» – вспоминал скульптор.
В процессе изготовления «Ангела» возникли серьёзные технические и инженерные трудности. Как сделать так, чтобы основанная на слепке тела самого Гормли 208-тонная стальная скульптура высотой в 20 метров и размахом крыльев в 54 метра (шире, чем у «Боинга 767»!) устояла на ногах? И, будучи установленной на открытом пространстве, противостояла ветру свыше 160 км/час? На решение этих и многих других проблем потребовались несколько лет напряжённой работы и поиска решений. Проект обошёлся в сумму около £1 миллиона, большую часть финансирования взяла на себя Национальная лотерея. Наконец в феврале 1998 года «Ангел Севера», изготовлением которого занималось Hartlepool Steel Fabrications Ltd, отправился к месту своего проживания – правда, пока отдельными частями: 100-тонное тело и два крыла, каждое – по 50 тонн.
Это было впечатляющее зрелище. По пути следования из Hartlepool в Гейтсхед «Ангела» встречали толпы людей. Гарри Потер, водитель 48-колёсного трейлера, транспортирующего «тело» вспоминает: «На каждом углу, развязке, повороте стояли сотни, тысячи людей, они были везде…» Потер не раз предварительно опробовал маршрут, чтобы убедиться: его гигантский груз пройдёт под мостами и впишется в углы на поворотах. Там, где возникали сомнения, убирали фонари и дорожные знаки.
Чтобы лавировать в обступившей дорогу толпе зрителей на гигантском трейлере требовался высший пилотаж водительского мастерства, но Потер справился. После 5-часового путешествия длиной в 28 миль, глубокой февральской ночью в мигающем свете фар полицейского эскорта и заключающего транспортного кортежа под приветственные крики встречающих «Ангел» прибыл в Гейтсхед.
На табличке рядом с «Ангелом» приведены слова Энтони Гормли, отражающие идею статуи, которой он стремился отдать дань уважения шахтёрам, когда-то трудившимся в этом регионе, показать переход из индустриального в информационный век и воплотить наши надежды и страхи: «Когда думаешь о добыче угля, которая велась под этим участком земли, возникает поэтический резонанс. Люди работали в недрах, в темноте…Мне кажется важным, что «Ангел» укоренён в землю – полная антитеза самой сути ангела, который должен парить в эфире. В нём есть тайна…»