О жизни с удовольствием. И без.
Однажды знакомый олигарх меня спросил: «Катя, а зачем вы открыли аукционный дом?». И продолжил как бы сам с собой: «Ведь на торговле картинами денег не заработаешь». Я с готовностью согласилась – с высоты колокольни его миллиардов моя деятельность с точки зрения финансовой представляется мышиной возней. «Я получаю от этого удовольствие», – я попыталась объяснить. Он продолжал смотреть на меня задумчиво…
Я сказала тогда чистую правду. Я живу и стараюсь получать от жизни удовольствие. Может, однажды сойдет на меня просветление, и я начну руководствоваться какими-то другими критериями. Но пока этого не случилось, радость и удовольствие от жизни являются для меня основополагающими. Я получаю удовольствие от мастерской живописи, от своей работы, от книг, которые читаю, и ресторанов, в которые хожу. И конечно же, от людей, которые меня окружают. Мои великие подруги, родные мои люди, мои прекрасные друзья, с которыми мы собираемся, пьем самогон и едим пироги да холодец. Ну это когда у меня на Леонтьевском. По-простому. А вот если у Димы Пушкаря, например, у Дмитрия Юрьевича то бишь, то тогда бывает ужин как минимум на пять смен блюд, и обязательно с деликатесами… специально не буду здесь расписывать его пиры, уж очень получится нескромно. Те, кто не в курсе – нет, он не олигарх. Он великий хирург. Каждый день в семь утра он уже входит в операционную, людей спасает… И еще он умеет дружить и получать удовольствие от жизни, неотъемлемой частью которой у каждого нормального человека является потребность приносить другим радость.
Так вот, для меня удовольствие от жизни – абсолютно естественное состояние, и меня всегда поражает, когда люди сознательно лишают себя радостей. Вспомнила я об этом давеча, когда один мой хороший знакомый, признанный коллекционер, почему-то решил нам объяснить, что истинные собиратели не получают и не должны получать удовольствия от коллекционирования. Потому что покупать надо не то, что нравится, а бренды! Я могла бы, конечно, поспорить – скажем, привести примеры величайших коллекционеров от Соломона Шустера до Павла Третьякова, которые покупали исключительно для удовольствия. Ну скажите на милость, какие бренды коллекционировал Георгий Костаки, когда покупал работы у нищих, гонимых диссидентов? Он покупал, потому что верил в талант, умел «увидеть» потенциал будущего мастера. А вот брендами они стали как раз потом, после того, как жрецы-коллекционеры их «отметили»… В конце концов, я могу даже перефразировать своего знакомого олигарха: «Зачем покупать бренды – ведь на картинах денег не заработаешь».
Но пишу я сейчас даже не об этом. Если отказаться от концепта получения от жизни удовольствия, все грани смываются. Если начать покупать картины не те, которые нравятся, а бренды, то из чего следует, что надо общаться с людьми, которые нравятся? Может, и здесь надо следовать теории «брендов» и окружить себя полезными знакомствами? Дальше – больше. Кто сказал, что надо любить и спать с женщинами или мужчинами, которые нравятся? Ведь логичнее тогда спать с телкой, чтоб все друзья завидовали, ну или, скажем, со спонсором, чтоб за все платил? Но что же тогда останется от истерзанной, заплеванной души?..
Пусть не обижается мой знакомый коллекционер. Он действительно много делает для русского искусства. Более того, открою вам секрет, когда он это говорил, он получал от этого удовольствие…