Джерард Батлер: падения и взлеты
Напрасно мама отговаривала сына от актерской карьеры. Она совершенно справедливо полагала, что в маленьком шотландском городке Пейсли нет места актерским амбициям. Но она недооценила собственного сына: Джерард Батлер точно знал, чего он хочет, и из маленького Пейсли уехал в Лондон, где благодаря своей смелости получил роль в шекспировском «Кориолане» на сцене театра Mermaid.
Тогда ему пришлось просить о прослушивании постановщика Стивена Беркоффа прямо в кафе. Спустя 15 лет Рэйф Файнс, одна из главных звезд британского кино и театра, настоял на том, чтобы именно Батлер сыграл в его экранизации «Кориолана». Файнс уже играл Кориолана (по Шекспиру – противоречивого римского военачальника) на сцене и решил именно эту пьесу сделать своим режиссерским дебютом в кино. Он перенес действие в современный Белград, а шекспировских римлян одел в камуфляж. При этом язык Шекспира оставил в неприкосновенности, ведь, по его мнению, «Кориолан» актуален и сегодня: «Он подчеркивает постоянный разлад между обществом и политикой. Для меня это чистейшая из трагедий Шекспира, четко показывающая деградацию человека». Итак, военачальник с замашками диктатора, презирающий народ, при этом нуждающийся в его поддержке, разбивает войско своего давнего противника Тита Авфидиуса (его-то и играет Джерард Батлер) у стен его родного города Кориолы, после чего и получает имя Кориолан. Но, вернувшись в Рим победителем, отказывается просить поддержки у народа, хотя втайне надеется на то, что его выберут на пост консула, главы Рима. Но народ, развращенный, по мнению Кориолана, демократией, изгоняет его из города. Тогда он обращается за помощью к Титу, мечтая взять Рим с его помощью. По мнению очевидцев, у Файнса получился интеллектуальный боевик, реалистичным сценам сражений отдана солидная часть фильма. И в этой части солирует именно Батлер, который, по мнению очевидцев, – а фильм пока был показан только на нескольких фестивалях – похож на кровожадного убийцу.
«Для меня роль в «Кориолане» Рэйфа Файнса, пьесы, в которой я впервые появился на сцене, пускай и в массовке, огромный шаг вперед. По величине этого шага можно судить, насколько далеко ушла моя карьера. А тогда я просто радовался тому, что окажусь на сцене, что у меня будет роль, настоящая работа, о которой я мечтал. Это был счастливейший момент в моей жизни», – признался актер. Еще бы – ведь к моменту появления на сцене театра Mermaid Батлер успел поработать официантом, демонстратором игрушек, ассистентом по кастингу. Да, и, кроме того, успел побывать в роли стажера в солидной юридической конторе в Эдинбурге, куда попал как подающий большие надежды выпускник юридического факультета университета Глазго.
Джерард Батлер вырос в большой семье в Пейсли, в Шотландии. Отец оставил трех детей и жену, обвиняя их в своих жизненных неудачах. «У меня фантастическая мама – сильная, любящая. Она совершила настоящий подвиг, вырастив нас. Мы росли в не самом благополучном месте, многие наши ровесники понятия не имели о правилах или уважении к другим.
Мама не боялась никого, каждый день она боролась за нас, как лев». По ее мнению, Джерард в детстве не совершил ни одного серьезного проступка, однако как-то раз он оказался под арестом за какую-то шалость. И мама так разъярилась, что шефу полиции лично пришлось принести ей извинения, а нашкодившего Джерарда немедленно отпустить домой.
Но именно мама не дала Джерарду продолжить увлечение театром: с 12 лет он выступал в Шотландском молодежном театре и даже получил роль в мюзикле «Оливер!» в Глазго. А когда пришло время задуматься о будущем, мама настояла на том, чтобы сын получил серьезное образование, тем более, что учеба в школе давалась ему легко, он подавал большие надежды и без труда поступил в университет в Глазго, где взялся изучать юриспруденцию. Впрочем, без особого энтузиазма. По окончании университета его приняли стажером в одну из самых известных юридических фирм в Эдинбурге, но тут-то Джерард и сорвался. Ежедневная рутина была не для его бурного темперамента, его уволили из фирмы за неделю до окончания стажировки и предполагаемого приема на постоянную работу.
«Я совершенно потерял себя. Вся моя энергия была направлена в определенное русло, я был недоволен своей жизнью, и эта мысль пожирала меня изнутри. Я сам разрушил свою карьеру. Я отправился в Лондон с единственной мыслью стать актером. Я играл сам с собой. Я постоянно боролся со всем вокруг. Мне казалось, что я никогда не преодолею эту черную полосу. Я пил как сапожник, и мои друзья говорили: «Похоже, что ты хочешь убить себя». Я хотел прыгнуть с крыши, я бросался под колеса машин. Я был просто сумасшедшим».
На следующий же день после увольнения Джерард оказался в Лондоне, точно зная, чего он хочет – роль на Вест-Энде: «Я был еще совсем молод, пил, пытался завязать и при этом твердо решил, что должен стать актером». Без образования, опыта и связей – добавим от себя. Незадолго до увольнения Батлер побывал на театральном фестивале в Эдинбурге, где увидел спектакль «На игле», и, по его собственному признанию, именно тогда он твердо убедился в том, что занимается не своим делом. «Я смотрел на сцену и понимал, что смогу сыграть эту роль. И это знание разрывало мне сердце». Всего девять месяцев спустя он будет играть в этом спектакле.
Джерард Батлер не пьет уже больше десяти лет. С тех самых пор, как попал на сцену. Сегодня он говорит, что его следующая битва – война с курением. Сегодня весь свой неуемный темперамент он использует в мирных целях – на съемочной площадке. С тех пор как в 1997-м он дебютировал в кино, прошло много лет. Сегодня представить Джерарда Батлера в крошечной роли в «Завтра не умрет никогда» или в «Мумии: принц Египта» практически невозможно. А между тем были в его карьере и такие эпизоды. И даже роль, которая заключалась в том, что он должен был купаться в реке голышом. Настоящий успех принес ему мюзикл «Призрак оперы», снятый Джоэлем Шумахером. «Когда я встретился с Джоэлем, мне пришлось признаться, что не знаю, умею петь или нет. И пообещал, что к пробам я это выясню». Результат был весьма впечатляющим – три номинации на «Оскар». Следом вышли «300 спартанцев» Зака Снайдера, и имя Батлера навсегда запомнилось зрителям.
Сегодня у Джерарда Батлера собственная продюсерская компания «Evil Twins», первым ее фильмом стал «Законопослушный гражданин» с Джейми Фоксом. У него дома в Лондоне, Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. Но жить он предпочитает именно в Лос-Анджелесе. Он почти избавился от шотландского акцента, хотя американские рецензенты до сих пор пеняют ему на произношение. Он работает как сумасшедший, «а когда заканчиваются съемки и я оказываюсь один на один с собой, меня охватывает очень странное чувство: что, никто больше не подаст мне ланч? Не вызовет мне машину? Что же, мне теперь все это самому делать? Вот это действительно кошмар!» Да, все это ему приходится делать самому, несмотря на то, что таблоиды постоянно его женят то на одной, то на другой голливудской красотке. Однако пока его единственной привязанностью после мамы, которая живет в Шотландии, остается крошечная собачка по кличке Лолита. И понимайте это как хотите.