ВыставкиИскусство

«Томас Беккет. Убийство и сотворение святого». Открытия ученых на выставке в Британском музее

«Это проказа! Ура!» Электронное письмо с такой не слишком радостной на первый взгляд новостью было отправлено в минувшем году из английского города Кентербери в Торонто (Канада). Однако состоящих в переписке специалистов – реставратора витражей в Кентерберийском соборе Леони Селиджер и историка Рейчел Купманс из Йоркского университета в Торонто – новость привела в восторг. То был ответ на многовековую загадку, над которой они не один год ломали головы. Селиджер удалось обнаружить характерные для проказы пятна на одной из фигур, изображенных на витражах XII–XIII веков, и это позволило наконец-то сложить средневековый пазл.

Фото: British Museum

Рейчел Купманс и Леони Селиджер совместно трудятся над идентификацией и реконструкцией оригинальных сюжетов, которые повествуют о событиях первых лет после убийства архиепископа Кентерберийского Томаса Беккета, совершенного рыцарями Генриха II на ступенях алтаря собора 29 декабря 1170 года.

Сюжетов таких в Кентерберийском соборе великое множество – ведь усыпальница Беккета, похороненного здесь в капелле Троицы, с северной и южной сторон окружена огромными витражными окнами высотой до 6 метров. 7 из 12 оригинальных окон сохранились до наших дней – что, учитывая турбулентную историю собора, уже само по себе чудо! На витражах изображены паломники раннего периода, прибывавшие к могиле святого Томаса Беккета в поисках исцеления.

Когда, вооружившись микроскопом, Селиджер разглядела на теле человека, которому омывают ноги, пятна проказы, это позволило связать персонаж с латинской надписью “lepra”, помещенной  под фигурой наездника в другой части витража. Потянувшаяся ниточка привела к истории исцеления Ральфа де Лонгвиля, записанной в 1171–1172 годах монахом Бенедиктом из Питерборо. И Купманс взялась за перевод рассказа о чудесах святого Беккета в его изложении.

Фото: British Museum

«Фрагменты головоломки сложились в единую картину, – призналась Купманс. — Мы годами бились над ними, но только после того, как объединили мое знание текста со знанием панелей витража, которым обладает Леони, история начала проясняться».

Купманс поняла, что художники, создававшие в 1180-е годы окно Север III, придерживались хронологии из рукописи Бенедикта. Так удалось идентифицировать еще одну панель, оказавшуюся не на своем месте: в ней рассказана история некоего Эйлварда из Уэстонинга.

Фото: British Museum

После того как Эйлварда ослепили и кастрировали за мелкую кражу, он решил молить о помощи святого Беккета, для чего и отправился в паломничество в Кентербери. На витраже паломник изображен у дерева с тремя крупными листьями, символизирующими  его восстановленные гениталии.

Среди других сюжетов витража Север III – монах из аббатства Жерво в Йоркшире, пьющий из фляжки: такие маленькие свинцовые фляжки, содержавшие воду с частицей крови святого Томаса, паломники могли приобрести в Кентерберийском соборе. Сюжеты об исцелениях рассказывают и об излечившейся от водянки Годиты из Хейса, о двух хромых сестрах  из Боксли и другие истории.

Фото: British Museum

«Крайне увлекательно обнаруживать то, чего никто не видел, быть может, со Средневековья, — говорит Селиджер, — но нам предстоит открыть еще многое».

В 2018 году Селиджер и Купманс сумели доказать, что панели другого витража собора, именуемого Север V, являются подлинными средневековыми композициями, а не поздней реставрацией, как считалось ранее. Что особенно отрадно, если вспомнить многочисленные опасности, которым подвергались эти витражные окна: так, в ходе Реформации в 1538 году было уничтожено надгробие Беккета; в 1660-е годы провели неумелую реставрацию, когда по прихоти настоятеля витражи перенесли поближе к его креслу в хоре; а в викторианскую эпоху художники взялись за восстановление некоторых панелей, использовав при этом случайные фрагменты, или даже создали собственные версии витражей, не удосужившись при этом задокументировать, что именно было ими сделано. До 1970-х годов о подобных изменениях практически не упоминалось.

 

Селиджер и Купманс пришлось по крупицам собирать сюжеты на основе сотен витражных панелей. И хотя их работа еще далека от завершения, ситуация требует срочных действий: некоторым из витражей нужна экстренная реставрация. В следующем году Селиджер приступит к разработке программы по изучению, восстановлению и реставрации витражей, но на ее реализацию понадобится собрать более £1 млн. «Подобных серий нет больше нигде. Изображения, рассказывающие историю раннего культа Беккета, важны для английской и мировой истории, – уверена Купманс.

А пока шестиметровый витраж Север III отправился в Лондон, в Британский музей, где выступает центральным экспонатом впечатляющей выставки «Томас Беккет. Убийство и сотворение святого». Впервые за 350 лет собранный в правильном порядке – благодаря новому исследованию Селиджер и Купманс. В отличие от собора, в экспозиции музея витраж представлен в горизонтальном положении на уровне глаз – редчайшая возможность рассмотреть композиции средневековых мастеров во всех деталях.

Фото: British Museum

Выставка, приуроченная к 850-летию со дня зверского убийства Томаса Беккета, представляет бурные коллизии его биографии – от сына купца до архиепископа, от почитаемого святого после смерти до «предателя» в глазах Генриха VIII спустя столетия.

17 июня в 20.00 кураторы выставки проведут специальный онлайн тур по экспозиции, посвященной жизни, смерти и наследии Томаса Беккета Tour of Thomas Becket: murder and the making of a saint exhibition.



Thomas Becket: Murder and the Making of a Saint
До 22 августа 2021
British Museum
Great Russell St, London WC1B 3DG

https://www.britishmuseum.org/exhibitions/thomas-becket-murder-and-making-saint

 

The Art Newspaper

The Guardian