Вуди Аллен: «Будь у людей больше чувства юмора, мы бы жили в совсем другом мире»
Вуди Аллену – выдающемуся американскому режиссёру, сценаристу, актёру и продюсеру, автору юмористических рассказов и театральных пьес 1 декабря исполняется 84 года.
Необыкновенный талант – умение видеть во всех человеческих проявлениях смешное и ироничное – позволяет ему одинаково успешно творить в самых разных жанрах – от комедии и пародии до психологической драмы.
Как и герои картин, застенчивые и закомплексованные нью-йоркские интеллектуалы-очкарики, Вуди часто впадает в депрессию, практически беспомощен в быту, но обладает отменным чувством юмора и тонкой самоиронией.
Режиссёр родился и вырос в нью-йоркском Бруклине в еврейской семье. Мальчик влюбился в кино в три года, когда мама отвела его на фильм «Белоснежка». Настоящее имя Вуди – Аллен Стюарт Конигсберг. Свой псевдоним он позаимствовал у любимого джазового музыканта-кларнетиста Вуди Хермана и в 17 лет официально сменил имя на Хейвуд Аллен.
Несмотря на сложившийся за десятилетия образ эксцентричного отшельника и мизантропа, в школьные годы Аллен был окружён множеством друзей, отлично играл в баскетбол и развлекал сверстников фокусами.
Чтобы заработать первые деньги, юноша начал писать рассказы и шутки в газетные колонки. После окончания школы Аллен поступил в Нью-Йоркский университет на курсы кинематографии и коммуникации, и когда из-за небрежного отношения к учёбе вскоре был оттуда исключён, то устроился сценаристом к известному комику Герберту Шрайнеру. Работы молодого автора пользовались успехом, и ему стали заказывать сценарии для популярных телепередач и ТВ-шоу.
В 27 Вуди решил попробовать себя в новом амплуа – актёром stand-up комедии – и впервые сам вышел на сцену. Кроме работы на телевидении Аллен параллельно писал театральные пьесы. В 1966 году постановка «Не пейте эту воду» сделала его одним из самых удачливых драматургов на Бродвее и была показана 598 раз.
В 1965 году комик дебютировал в кино как сценарист и актёр в фильме «Что нового, киска?», а ещё через четыре года – в качестве режиссёра, сняв криминальную комедию «Хватай деньги и беги».
Переоценить вклад Вуди Аллена в мировой кинематограф невозможно. За полвека работы в киноиндустрии он:
- написал сценарии к 55 фильмам;
- снял по ним 52 картины;
- сыграл главные и эпизодические роли в 60 кинолентах;
- выступил сценаристом, продюсером, актёром и режиссёром в 4 сериалах;
- принял участие в ряде документальных фильмов;
- поставил несколько успешных бродвейских спектаклей.
У Вуди Аллена рекордное число номинаций на премию «Оскар» в категории «Лучший сценарий», 4 статуэтки «Оскар», множество премий BAFTA , «Золотой глобус», гильдии режиссёров США и всевозможных международных кинофестивалей. Но сам кинематографист панически боится появляться на торжественных киноцеремониях, сделав исключение лишь в 2002 году придя на церемонию «Оскар».
В 2013 году он даже отказался выходить на вручение ему почётной награды Сесиля Б. Де Милля за выдающийся вклад в мировой кинематограф. Статуэтку получила подруга Вуди, актриса Дайан Китон.
Все фильмы Вуди Аллена, начиная с «Энни Холл» (1977 г.), начинаются одинаковыми титрами – белые буквы шрифтом Windsor на чёрном фоне. Исполнители ролей перечисляются в алфавитном порядке. За кадром обычно звучит джаз. Режиссёр категорически отказывается смотреть собственные киноленты после того, как работа над ними закончена.
Вуди Аллен — большой поклонник джазовой музыки и сам играет на кларнете в джаз-группе New Orlean Jazz Band, которая уже много лет выступает каждую неделю в Карлайл-отеле в Нью-Йорке. У группы записано два студийных альбома.
В 1997 году вышел документальный фильм о музыкальном творчестве Аллена «Разгульный блюз».
Вуди Аллен обожает оперу и часто использует отрывки из любимых произведений в музыкальном сопровождении к своим фильмам. В 2008 году он впервые попробовал себя в роли оперного режиссёра – поставленная в Лос-Анджелесе опера «Джанни Скикки» итальянского композитора Джакомо Пуччини была признана одной из знаковых в мире классической музыки.
Вуди Аллен был трижды женат. С первой супругой, Харлин Розен, они познакомились на джаз-фестивале и поженились в 1956 году. Брак продлился пять лет. Со второй женой, актрисой Луизой Лассер, Вуди прожил в браке с 1966 по 1969 год. Она сыграла в четырёх фильмах своего легендарного мужа.
Она сыграла в четырёх фильмах своего легендарного мужа. Третья подруга жизни Аллена – известная актриса Мия Фэрроу – снялась в его 13 кинолентах. Они никогда не были женаты, но прожили вместе 12 лет. У пары общий сын и двое приёмных детей. В 1992 году Аллен и Фэрроу расстались из-за увлечения режиссёра 22-летней приёмной дочерью Миа Сун-и Превен, которая была моложе его на 35 лет. В 1997 году Сун-и Превен и Вуди Аллен поженились.
Вуди Аллен слывёт чудаком и имеет множество фобий. Среди них арахнофобия – боязнь пауков, инсектофобия – боязнь насекомых, гелиофобия – боязнь солнца, кинофобия – страх перед собаками, акрофобия – боязнь высоты, демофобия – боязнь скопления людей, канцерофобия – страх перед раком, танатофобия – патологическая боязнь смерти, мизофобия – боязнь микробов. Кроме того, режиссёра пугают туалетные комнаты в отелях.
По собственному признанию, если бы пришлось быть другим человеком, Вуди Аллен хотел бы стать джазовым трубачом Луи Армстронгом.
В этом году в мировой прокат вышла очередная романтическая комедия застенчивого интеллектуала Аллена «Дождливый день в Нью-Йорке». Но Вуди не изменяет своей традиции снимать по одному фильму каждый год, и в 2020 году нас ждёт новая работа неутомимого режиссёра – «Фестиваль Рафкина».