Молодым везде у нас дорога? О чем мечтают русские дизайнеры
Когда 14-летняя Кира Пластинина запустила собственный модный лейбл, пресса захлебнулась: где это видано, чтобы ребенок по всему миру магазины открывал? Ах, да это просто папа (директор компании Wimm Bill Dann) денег дал, злорадствовали недоброжелатели. А какая, собственно, разница, кто дал денег, говорили другие. Деньги-то дизайнерам надо где-то брать, а богатым людям – куда-то девать. Вкладывать в собственное чадо – вполне логично. Да, развлекать бомонд недешево, да, за появление Пэрис Хилтон на показах надо платить. Но, говорят, это помогает раскрутить бренд.
После разговора с Кирой возник вопрос: а как живется тем дизайнерам, у которых нет таких любвеобильных пап? Вопросы мы задали Сергею Повагуину, Ольге Шишкиной и Катерине Левиной. Эти молодые дизайнеры – участники онлайн-проекта NOT JUST A LABEL, который представляет в Интернете творения выпускников престижных университетов и тех, кто уже чего-то добился в мире моды. Главное – чтобы было оригинально и качественно, как-никак один из основателей NOT JUST A LABEL Стефан Сигель (Stefan Seagel) считает себя пропагандистом авангардной моды. Процесс отбора –
штучный, соответственно и цена не в формате «поносил и выбросил». В коллекции NOT JUST A LABEL уже более тысячи дизайнеров, у каждого – профиль с информацией о себе и о концепции творчества. Качество отслеживают и кураторы –
байеры, модные блогеры, супермодели. Они делают подборку самых актуальных вещей. Сайт был запущен во время кризиса с минимальными затратами – и оказался прибыльным. Советы профессионалов должны помочь молодым дизайнерам сделать из своего хобби или первых коллекций настоящий бренд.
Ольга Шишкина, 32 года
Работает над созданием собственной марки
www.notjustalabel.com/olga_shishkina
Родилась в Волгоградской области и с трех лет путешествовала по России с сестрой-близнецом Мариной и мамой, военным врачом. В 1984 г. на пять с половиной лет оказалась в Германии, где в общей сложности прожила пять с половиной лет. В 11 лет вернулась в Россию и пошла на курсы кройки и шитья, перешивала мамины вещи. Живет в Лондоне. Получила грант на создание выпускной коллекции в колледже Сент-Мартинс. Восхищается Хуссейном Шалаяном. Мечтает совершить спонтанное путешествие в Японию или Китай.
СТАЛА ДИЗАЙНЕРОМ, ПОТОМУ ЧТО…
с детства увлекалась куклами и платьями. Кукол вырезала из бумаги. После возвращения из Германии в Россию поразил дефицит, однообразие и отсутствие индивидуальности в одежде. С сестрой мы стали перешивать мамины наряды.
НА МЕНЯ СИЛЬНО ПОВЛИЯЛИ…
мама и сестра. У мамы был хороший вкус, и она могла последние деньги потратить на платье. Она мечтала о карьере модельера, а с подачи родителей стала врачом. Мы стали воплощением ее мечты.
МЕНЯ ВДОХНОВЛЯЕТ…
балет – сочетание грации, танца и выразительных костюмов. В Германии мы с Мариной даже поступали в хореографическое училище. Но я сломала ногу. Два месяца, проведенные в больнице были отданы рисованию. Стало ясно, кем я хочу стать.
ОБРАЗОВАНИЕ Я ПОЛУЧИЛА…
сначала в художественной школе, затем в Университете технологии и дизайна в Москве. Каждый день путешествовала из Подольска в Москву на электричке и была счастлива. Первая с Мариной коллекция «Чувство снега» победила во многих конкурсах Москвы. Это был первый успех. Затем училась в лондонском колледже Сент-Мартинс.
ПЕРВЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ…
получила в университете. У нас сформировался круг клиентов, включая артистов театра и кино. Мы открыли дизайн-студию-ателье «Ши студия», названную по первым буквам нашей фамилии. Ателье было прибыльным. Много занимались кожей и дубленками. На это был особенный спрос и даже образовывались очереди. Хотя Москва была заполонена товарами, людям хотелось индивидуальности. Во время учебы в Англии поработала у Michiko Koshino, Erdem, Frostfrench. Я хорошо шила и конструировала, поэтому в свободное время помогала выпускникам Сент-Мартинс – Давиду Кома и Mary Katrantzou – в создании коллекций .
ОБУЧЕНИЕ В ЛОНДОНЕ ДАЛО…
возможность находить красивое даже в уродливом. Сент-Мартинс – Мекка для начинающих дизайнеров, поступить туда сложно. В России больше учат технике, в Англии развивают воображение. Горжусь тем, что выиграла грант на создание выпускной коллекции, которую отобрали для press-show Сент-Мартинс. Она началась с кусочка ткани, случайно обнаруженного в архитектурной студии. Именно эта удивительная ткань, мягкая как шелк, результат переработки металлических фильтр-решеток в авиаконструкции, послужила большим толчком и мотивацией к созданию выпускной коллекции. К тому же эта ткань никогда не использовалась в текстильной продукции и моде.
Я ЖИВУ В ЛОНДОНЕ…
с 2004 года, потому что это бесконечно удивительный город. Он разный, он умеет удивлять талантами, питает тебя бесконечно, заставляет думать.
МЕНЯ ВДОХНОВЛЯЮТ…
рынки, странные магазинчики, архитектура, современное искусство, люди, музыка, книги. И сам материал, ткань, которая неожиданно попадает в руки, Маленькая вещь или деталь. В последней коллекции кожаных курток меня вдохновил особого кроя карман, и отсюда вытекла основная линия коллекции. Это тоже своего рода источник вдохновения.
МЕНЯ РАЗДРАЖАЮТ…
неискренность и зависть, проблемы на пустом месте, несправедливость, когда талантливые люди остаются в тени, потому что не смогли пробиться, а менее талантливые выходят в свет.
ДЕНЬГИ МОГУТ КУПИТЬ…
возможность заниматься тем, что для тебя важно. Дизайнеру всегда нужно много вложить, прежде чем получить. Важно остаться самим собой, не меняя мечту на выгоду, найти этот баланс.
СТИЛЬНЫМ Я СЧИТАЮ…
уникальность, умение гармонично совмещать несовместимое, старое и новое. Стильный человек умеет быть разным, стиль вне понятий моды и тренда.
САМОЕ СЛОЖНОЕ В МОЕЙ РАБОТЕ…
научиться продавать, оставаясь собой. То есть сделать мою идею понятной для других.
ЭТОЙ ОСЕНЬЮ БУДЕТ В МОДЕ…
женственость – длина до середины икры, долой мини. Большое внимание к деталям. Минимализм должен уйти. А вообще у дизайнера не должно быть понятия «модно» – мы должны сами ее создавать и вдохновлять других.
ЧЕРЕЗ ГОД…
надеюсь, моя коллекция будет на подиуме если не в Париже, то, по крайней мере, в Лондоне. Мечтаю о Нью-Йорке!
СЕЙЧАС Я РАБОТАЮ…
над созданием лейбла в студии на юге Лондона. К сожалению, сестра уехала с двумя детьми в Канаду. Я родила ребенка и должна сказать, что это мне не помешало, а помогло и обогатило. Хотела бы поработать в домах моды Balenciaga, Chloe, Louis Vuitton, Rochas, Prada, особенно – Hussein Chalayan.
Катерина Левина, 25 лет
Марка: Katerina Levina
www.notjustalabel.com/kl_katerina_levina
Родилась и несколько лет получала высшее образование в Санкт-Петербурге, после чего переехала жить в Лондон и получать высшее образование в колледже Central Saint-Martins College of Art and Design University of the Arts London. Проходила практику в домах Hussein Chalayan, Vivienne Westwood, Peter Jensen, Emilio de la Morena. Некоторое время назад вернулась в Россию для создания собственной марки. Ее одежда продается во многих магазинах Санкт-Петербурга, Москвы и Лондона. В скором времени ее можно будет приобрести в Испании, Франции, США. Планирует жить в России, где почва для реализации идей, по ее мнению, более плодородна.
СТАЛА ДИЗАЙНЕРОМ…
потому что сильно этого хотела. Родственники хоть и не имели отношения к миру моды, мне не препятствовали, хотя и приложили немало сил, чтобы вначале дать мне музыкальное образование по классу аккордеона.
ВДОХНОВЕНИЕ ПРИНОСЯТ…
ближайшее окружение и ситуации каждого прожитого дня; фильмы – новые и уже десятки раз пересмотренные.
БОЛЬШЕ ВСЕГО РАЗДРАЖАЮТ…
необразованность и нежелание признавать ошибки.
ДЕНЬГИ МОГУТ КУПИТЬ…
то, что, как правило, их не стоит.
САМОЕ СЛОЖНОЕ В РАБОТЕ…
умение понятно рассказать людям свои мысли, так, чтобы они не смогли их интерпретировать как-то иначе.
ПЕРВАЯ КОЛЛЕКЦИЯ РОДИЛАСЬ…
в Лондоне под влиянием мировой современной культуры, но больше под влиянием одного близкого мне человека.
ПОСЛЕДНЯЯ КОЛЛЕКЦИЯ…
посвящена секретам восприятия и отображения человеком понятия любви.
ХОЧЕТСЯ УВИДЕТЬ…
цветущие деревья под снегом зимой, чтобы увидеть борьбу одного хрупкого начала с другим.
ЭТОЙ ОСЕНЬЮ БУДЕТ В МОДЕ …
интеллектуальная классика. Для каждого это свое понятие, основанное на индивидуальном восприятии классики и моды. Свое я представляю через коллекции одежды.
Я НАДЕЮСЬ, ЧТО ЧЕРЕЗ ГОД…
мне не придется так тщательно думать над ответами для интервью.
Сергей Повагуин, 30 лет
Марка: Sergei Povaguin
www.notjustalabel.com/serguei_povaguin
Родился в г. Клинцы Брянской области. В 14 лет уехал на каникулы в Испанию. Ему так понравилось, что в 16 оказался в северном испанском городе Сантандере, а в 18 – уже в Барселоне. Дни Сергей проводил не на пляже, а за изучением премудростей дизайна одежды в ESDI (Escuela Superior de Diseño). С тех пор живет в Барселоне. Основал собственную компанию в 2007 году. Принимал участие в неделях моды в Барселоне, Бильбао, Париже. Два раза получал приз L’Oreal за лучшую коллекцию на неделе моды в Мадриде.
Я СТАЛ ДИЗАЙНЕРОМ, ПОТОМУ ЧТО…
у меня неспокойный характер, нужно постоянно двигаться, а мода – это движение. Каждые полгода работаешь над новым проектом.
МОИ РОДИТЕЛИ…
не имели отношения к миру моды. Тетя, правда, работала на кожевенной фабрике. Однако бабушка прекрасно вязала для всей семьи – научила и меня вязать спицами и крючком.
МЕНЯ ВДОХНОВЛЯЮТ…
разные виды искусства – живопись, танец, кино. Что не меняется, так это пристрастие к традициям – в моей работе есть аллюзии на русскую культуру, испанскую, какие-то детские воспоминания. Конкретный источник вдохновения никогда не прослеживается в коллекции ярко.
МЕНЯ РАЗДРАЖАЮТ…
невежество и неосознанные действия.
САМОЕ СЛОЖНОЕ В МОЕЙ РАБОТЕ – ЭТО…
знать, когда остановиться…
МОЯ ПЕРВАЯ КОЛЛЕКЦИЯ…
называлась «Открывая фламенко». Я понял, что существует слишком много клише по поводу фламенко, особенно среди иностранцев. Я решил провести исследование и отразить его в коллекции.
МОЯ ПОСЛЕДНЯЯ КОЛЛЕКЦИЯ…
основана на минимализме и барокко. Противоположные стили слились в единое целое – они и борются, и дополняют друг друга.
МОЯ ОДЕЖДА ПРОДАЕТСЯ…
в Harvey Nichols Hong Kong, Jean Pierre Bua (Барселона), Harolt (Аликанте), Persuade (Бильбао) и так далее.
Я ЖИВУ В БАРСЕЛОНЕ, ПОТОМУ ЧТО…
это небольшой и удобный для жизни город. Хотя, возможно, скоро мне нужно будет переселиться в более стимулирующее место.
Я ХОЧУ ЖИТЬ…
в Париже, потому что это восхитительный город – все в нем кажется большим и элегантным.
ЭТОЙ ОСЕНЬЮ В МОДЕ…
хороший вкус и элегантность.
МОДА – ЭТО…
переменчивый бизнес, правила которого надо понимать, чтобы вовремя реагировать.
Я НАДЕЮСЬ, ЧТО ЧЕРЕЗ ГОД…
я смогу стать более организованным, чтобы постепенно достигнуть желаемых результатов.
ЧЕРЕЗ ДЕСЯТЬ ЛЕТ…
я хочу быть уверенным , что сделал правильный выбор.
Я ХОТЕЛ БЫ ПОРАБОТАТЬ…
в доме Balenciaga, но только для того, чтобы добраться до их архивов.