Императрица и садовник
«Англомания правит моей плантоманией» – признавалась Екатерина II в письме к французскому просветителю Вольтеру.
Русская императрица питала особую слабость ко всему английскому, и плантоманией – так она именовала свое увлечением садоводством – заразилась от англичан. Правда, архитектор Кваренги построил в Петергофе Английский дворец и разбил Английский парк – но до славы Ланселота Кейпебилити Брауна, самого известного британского ландшафтного архитектора XVIII века, Кваренги не дотягивал. Браун, или как его еще называли Умелый Браун, создал свыше 170 парков, «приведя в гармонию» тысячи угодий по всей Британии. Проповедуемая им система английского пейзажного парка не только кардинально изменила ландшафты разных уголков королевства, но и господствовала в Европе вплоть до середины XIX века.
С 1764 по 1783 год Умелый Браун занимал должность главного садовника короля Георга III, получая завидное жалование и право жить во дворце Хэмптон-корт. Увы, ландшафтного зодчего такого ранга Екатерине II не удалось заполучить, зато англоманией императрицы умело воспользовался служивший у нее садовником Джеймс Мидер, ученик Брауна. Мидер продал Екатерине два альбома с 149 рисунками и акварелями Хэмптон-корта, автором которых был помощник главного королевского садовника, топограф Джон Спайерс.
Хотя детали сделки неизвестны, итогами ее остались довольны все: Джон Спайерс получил за альбомы астрономическую по тем временам сумму в тысячу рублей, а Екатерина II – рисунки дворцового пейзажа столь милых ее сердцу английских парков. Откуда ей было знать, что обычно радикально настроенный на перемены Умелый Браун очень почтительно отнесся к регулярным барочным паркам Хэмптон-корта, лишь незначительно изменив дизайн своих предшественников.
Как бы то ни было, альбомы Джона Спайерса отправились в Санкт-Петербург и в 1780-е годы оказались в хранилище Эрмитажа. Где о них благополучно забыли на два столетия, пока в 2002 году хранитель Отделения рисунков Михаил Дединкин не занялся изучением и атрибуцией коллекции из Англии. Именно Дединкин, побывав в Хемптон-корт, рассказал сотрудникам музея о своем открытии; и, хотя в Англии вроде бы всегда знали о том, что коллекция когда-то была продана в Россию, если бы не энтузиазм искусствоведа из Эрмитажа, вряд ли бы мы увидели сегодня в стенах дворца выставку «Императрица и садовник».
Все сложилось как нельзя лучше: экспозиция стала частью большой программы празднований к 300-летию со дня рождения Кейпебелити Брауна; на ней представлено около 60 подробных видов дворца и парков Хэмптон-корта тех времен, когда знаменитый ландшафтный архитектор занимал здесь пост главного садовника. Куратор Себастьян Эдвардс назвал выставку «окном с видом на забытую георгианскую эпоху в истории дворца Хэмптон-корт».
«Надеемся, – сказал он, – что после просмотра «Императрицы и садовника» посетители проследуют за взглядом Джона Спайерса в великолепные сады Хэмптон-корт и откроют для себя их жизнь сквозь века».
Коллекция рисунков и акварелей Спайерса – самый подробный срез исторического ландшафта паркового комплекса и дворца, дошедший до наших дней, пусть и несколько суховатый и не всегда на высоте в художественном плане. Когда-то садовники Екатерины II пользовались рисунками Спайерса как наглядным пособием при разбивке парков в английском духе. А в современной Англии его акварели помогают работающим в Хэмптон-корте садовникам понять особенности методов работы реформатора британских парков, увидеть исторические сады такими, какими они были в эпоху Брауна. К примеру, взять растущие здесь туи – причудливые, похожие на гигантские грибы деревья, вносящие в атмосферу сегодняшнего парка некий сюрреалистический настрой. В свое время Браун, считавший стрижку деревьев насилием над природой, перестал подстригать конусообразные туи. Деревьям дали свободно расти, и на рисунках Спайерса хорошо видно, как они постепенно меняли свою форму. К стрижке туи в парке вернулись лишь в 1920-е годы.
Кроме работ Спайерса, впервые представленных зрителям в Великобритании, в экспозиции «Императрицы и садовника» включены портреты главных действующих лиц этой давней истории: самого Умелого Брауна, его работодателя – короля Георга III и императрицы Екатерины II. Не забыты и рисунки Английского дворца в Петергофе, и предметы из «Сервиза с лягушкой». Этот знаменитый набор был создан для Екатерины II по проекту Веджвуда – в полной гармонии с плантоманией императрицы на изделиях сервиза красуются поэтичные виды английских ландшафтов.
The Empress and the Gardener
28 April – 4 September 2016
Hampton Court Palace
East Molesey, Surrey KT8 9AU