THE STAFFORD LONDON
Прогуливаясь по знаменитым историческим улицам, загляните в боковые переулки и дворы – в них нередко кроются хорошо спрятанные жемчужины. На лондонской St James Street, спускающейся от Пикадилли прямо к Сент-Джеймскому дворцу, cтоит обратить внимание на узкий проход между домами, в котором видна вывеска Blue Ball Yard.
Смело идите вперед – за внушительными фронтонами с классическими ордерами главных зданий улицы вас ожидает сюрприз – каретный двор с бывшими конюшнями XVIII века и «Американский бар». Все это – владения отеля «Стаффорд Лондон» (The Stafford London), одной из старейших гостиниц около Букингемского дворца. Правда, центральный вход в отель находится на улице St James’s Place, в зданиях под номерами 16-18, возведенных в XVII веке как жилые резиденции. За прошедшие столетия в этих престижных домах по соседству с королевским дворцом обитало немало знатных людей, но особой известностью пользовались лорд и леди Литтелтон (Lyttelton).
Леди Сара Литтелтон – урожденная Сара Спенсер (Sarah Spenser) – старшая дочь сэра Джорджа Спенсера, второго графа Спенсера. Из этой аристократической династии вышло довольно много женщин, проявивших незаурядные таланты в искусстве, политике и благотворительности, включая Диану Спенсер, принцессу Уэльскую. Сара Литтелтон с супругом бароном Уильямом и их пятью детьми жили в доме №17. После скоропостижной смерти мужа Саре предложили почетный пост lady-in-waiting (фрейлины или компаньонки) при королеве Виктории. Леди Литтелтон была и впрямь выдающейся женщиной: в течение нескольких лет сумела завоевать такое уважение и любовь королевы и принца Альберта, что те доверили ей воспитание своих детей, назначив гувернанткой. Работа требовала постоянного присутствия во дворце, и в 1843 году леди Литтелтон покинула дом на St James’s Place. После смены нескольких хозяев и резиденций клубов, среди которых был и «Стаффорд Клуб», в 1912 году здесь был открыт отель «Стаффорд Лондон».
Владельцы отеля с большим тактом отнеслись к богатой истории здания, сохранив, насколько возможно, элегантную архитектуру и интерьеры близкими к оригиналу. Главный ресторан располагается на месте обеденной залы и гостиной лорда и леди Литтелтон и назван в их честь – «The Lyttelton». Именно это ощущение парадной обеденной залы в аристократическом доме, где хозяева когда-то потчевали гостей, а не отельного ресторана, подкупает больше всего. Здесь уютно и покойно: светлые тона стен, бледно-сиреневая обивка мебели, изящное шанделье, несколько каминов, у которых так приятно выпить чашечку кофе или рюмку шерри после знатного ужина от шеф-повара Карлоса Мартинеса (Carlos Martinez) – большого знатока средиземноморской кухни.
Ресторан «The Lyttelton» находится в главном здании отеля, в дизайне которого соединились реминисценции викторианского стиля с современным комфортом. В новом корпусе «Стаффорда» – «Мьюз-сютс и пентхаус» – дизайнеры органично соединили классический британский стиль, современную роскошь и удобства передовых технологий. То, что здание выходит на мощенный булыжником каретный двор XVIII века, а из окон открывается вид на бывшие конюшни, вносит волнующий контраст. Карридж-хаус (Carriage House), на мой взгляд, наиболее самобытная, оригинальная и аутентичная часть «Стаффорда». Даже человек с не слишком пылким воображением легко представит себе, как в XVIII веке из-под арки въезжали во двор кареты живших в особняке аристократов, а холеные вороные красавцы пофыркивали в конюшнях. И сегодня на дверях номеров-люкс и сьютов (перестройка завершилась в 1991 году) красуются таблички с именами лошадей, занимавших стойла. Открыв одну из таких дверей, попадаешь в типичный английский кантри-хаус с грубыми темными балками опорных перекрытий, антикварной мебелью, кроватью с балдахином, камином. Старые добрые времена в английской провинции – только со всеми современными удобствами, wi-fi, плоскими экранами телевизоров и т.д.
Во дворе, вдоль Карридж-хаус выстроились деревянные столы «Американского бара» – наверное, самой известной части «Стаффорда». Он популярен не только среди постояльцев отеля – сюда ежедневно стекаются туристы, привлеченные шармом этого уютного уголка Лондона, завсегдатаи, местные «мейфэровцы», сотрудники близлежащих офисов. Лидируют, конечно, американцы – что вполне объясняет история бара. Началась она в 1930-е, когда трансатлантические лайнеры открыли регулярные рейсы из Нового Света в Европу.
Впрочем, «Американский бар» и его знаменитые посетители заслуживают отдельной истории, которую я надеюсь рассказать в одном из будущих номеров журнала; а пока давайте заглянем в самую древнюю часть «Стаффорда» – винные погреба (Wine Cellars).
Погребам 380 лет. В далеком XVII веке здесь хозяйничал лорд Френсис Годолфин (Francis Godolphin): сначала держал погреба как хранилище для бочек с вином, позже наладил производство для розлива вина в бутылки. С тех лет сохранилось приспособление для закручивания пробок – на эту работу принимали только мальчиков, их труд стоил гораздо дешевле, чем взрослых.
Сегодня в арках погребов хранится 8 тыс. бутылок самых изысканных вин, коньяков, арманьяков, порто и виски со всего мира на сумму около 2 млн фунтов. Мастер-сомелье с 40-летним стажем Джино Нарделла (Gino Nardella) курирует эту коллекцию; в винном погребе проходят дегустации, можно арендовать зал для презентации или вечеринки.
В годы войны глубокий винный погреб служил бомбоубежищем для американских, канадских и французских офицеров, расквартированных в ближайших отелях. Мало кто знает, что здесь находится импровизированный музей, посвященный временам Второй мировой войны: солдатские каски, противогазы, офицерская форма, осколки фугасных снарядов и бомб, газеты, плакаты. Многие экспонаты передали в музей проходчики метрополитена (когда прокладывали новую часть Jubilee line) и просто посетители.
Еще одна история – за фасадами улицы St James Street.
The Stafford London
16-18 St James’s Place
London SW1A 1NJ
Tel +44 207 493 0111