С Днем рождения, Винни-Пух!
24 декабря 2025 года Винни-Пуху исполнится ровно сто лет. Как, он же плюшевый, у него не может быть ни рождения, ни смерти, — скажете вы. Дело в том, что в этот день в 1925 году лондонская газета Evening News опубликовала «новую историю для детей про мальчика Кристофера Робина и его плюшевого медведя, написанную Аланом Александром Милном» — как значилось на первой полосе газеты. Называлась история «Неправильные пчелы». И там же сообщалось, что её также будут передавать по радио на следующий Рождественский день. На русском же языке первое издание книги «Винни-Пух и все-все-все» в чудесном пересказе Бориса Заходера появилось лишь в 1960 году.

Интересно откуда взялся медведь с опилками в голове и его друзья: Пятачок, Кролик, Сова, печальный ослик Иа-Иа, Кенга, Крошка Ру и Тигра? Все очень просто: их прототипами были популярные английские детские игрушки начала XX века, с которыми играл сын Милна Кристофер Робин, когда был маленьким. К примеру, самого плюшевого медведя Алан и Дафна Милн приобрели в подарок сыну в лондонском универсальном магазине Харродс в 1921 году. Сегодня все оригиналы игрушек Кристофера Робина хранятся в общественной библиотеке Нью-Йорка по той простой причине, что и он сам и его отец хотели «отделаться» от них! Игрушки поехали в США на рекламный тур книг Милна, да так там и остались. И руководство библиотеки ни в какую теперь не хочет посылать их на родину, даже на выставки!
А как Милну, а также его главному иллюстратору Эрнесту Шеппарду пришли в голову географические подробности мест, где происходит действие «пухианы»? У Милна читаем: «Широкая тропа вела из Внешнего Мира в Лес, но, перед тем как попасть в Лес, ей надо было перебраться через Реку. И там, где Река и Дорога встречались, был деревянный мостик, почти такой же ширины, как сама дорога, с деревянными перилами по обеим сторонам». На одной из знаменитых иллюстраций к книге, выполненных Эрнестом Шеппардом Кристофер Робин сидит на этом мостике на перилах, а Пух и Пятачок стоят под нижней перекладиной перил; все трое пристально смотрят вниз на реку.

Так где же в реальном мире Стоакровый лес («Чудесный лес» у Заходера), Пуховая опушка, Мостик для игры в пустяки, Задумчивое место, где Пух и Пятачок встречаются, чтобы обдумать чем бы им заняться, Унылое место, где живет печальный ослик Иа-Иа, Шесть сосен, дом Кенги и малютки Ру, у которых поселился обожающий рыбий жир Тигра? Семейный дом Милнов располагался в лондонском квартале Челси, но о нем мы поговорим позднее. В 1924 году Алан Милн решил, что ему нужна дача, чтобы в покое и тишине писать. Он сначала арендовал, а позднее приобрел в графстве Восточный Сассекс ферму Cotchford Farm — большой деревенский дом красного кирпича, с черепичной крышей, белыми оконными рамами и белой входной дверью с черным дверным молоточком. Забегая вперед скажем, что на этой ферме Милн и скончался в 1956 году. После смерти он был кремирован, и его пепел развеян по территории фермы. Вот это любовь к месту!
Ферма эта расположена в обширном Эшдаунском лесу (Ashdown Forest), и писатель с сыном много гуляли по окрестностям. Более того, позднее Милн привез туда своего иллюстратора Шеппарда и фланировал по лесу с ним, чтобы тот набрался идей для рисунков. К слову сказать, оригинал карты Чудесного леса, сделанной рукой Шеппарда и появляющийся в самом начале книги, был несколько лет назад продан на аукционе за 570 тысяч долларов! Тогда это был мировой рекорд продажи книжной иллюстрации.
Кстати, вот вам идея для чудесного дня на природе с детьми, если вы окажетесь в этих краях: сегодня по Эшдаунскому лесу расставлены домики и фигурки героев «Винни-Пуха», на реконструированном мостике можно поиграть в «пустяки» (Pooh Sticks): когда с одной стороны мостика дети бросают палочки и смотрят, чья первой выплывет с другой стороны. Оригинал этого мостика в 1999 был признан негодным, его отреставрировали, и он был продан на аукционе. На его месте сегодня стоит копия.

Котчфордская ферма, к сожалению, сегодня в частном владении и недоступна для публики. Но были времена, когда её можно было арендовать в частном порядке. Любопытно, что эту ферму в 1960-ых годах приобрел поп-музыкант и основатель группы Роллинг-Стоунз Брайан Джонс, и там он утонул в бассейне в 1969 году в возрасте 27 лет.
В центре Эшдаунского леса в деревне Хартфилд (Hartfield) на главной улице находится «Уголок Пуха» — магазин и музей всего, связанного с детским бестселлером. Там, кстати, можно приобрести карту леса с пометками всех «пуховых» мест, и где также помечен памятник Милну и Шеппарду, установленный в одной из самых высоких точек леса с отличными панорамными видами.
Где еще в Англии можно найти следы Милна и героев его детских книг? Ну, во первых, следует отправится в Библиотеку Рена при колледже Тринити Кембриджского университета. Там обычно в открытом доступе среди нескольких других уникальных экспонатов коллекции Библиотеки хранятся две рукопись «Винни-Пуха» с рисунками автора. Напомним, что Милн написал две книги о Винни-Пухе, а Заходер сделал из них одну. Милн закончил этот колледж и, как в Англии часто бывает, подарил важные рукописи своей Alma Mater.

Другое очевидное место — это дом в квартале Челси по адресу 13, Mallord Street, где появился на свет Кристофер Робин. Здесь фотограф Ховард Костер в 1926 году сделал знаменитую фотографию, на которой Кристофер Робин обнимает своего плюшевого медведя, сидя на коленях у отца. Для четы Милнов после скитаний по съемным квартирам это был первый семейный дом, они его очень любили и жили в нем с 1919 по 1940 год. Алан часто гулял с сыном по окрестностям. Добавим, что в этом квартале в XIX-XX веках жили многие знаменитые писатели, драматурги и художники, среди них Марк Твен, Джером Джером, Брем Стокер, Оскар Уайлд, Джон Сингер Сарджент и Джеймс Эббот Макнил Уистлер. То есть культурная среда квартала была весьма творчески питательной.
Дальше. В Лондонском зоопарке (London Zoo) в Ридженс-парке установлен памятник канадскому лейтенанту ветеринарной службы Гарри Колборну и его медведице по кличке Винни, которую он привез в Лондон по дороге на Западный фронт в 1915 году. Милн водил сына в зоопарк и мальчишка обожал за ней следить. Так появилась на свет частица «Винни» в имени Пуха.
Есть крошечная книжка с рукописным детским стишком про Кристофера Робина, но оформленная как настоящая, в кожаном переплете, в Кукольном домике королевы Мэри, который открыт для осмотра в Виндзорском замке. Этот кукольный домик стал подарком жене короля Георга V на 57-летие! Над этим домиком с 1921 по 1924 трудилась вся нация. Там есть электричество, холодная и горячая вода, работает лифт. Миниатюрные книги в дворцовой библиотеке писали среди прочих от руки Редьярд Киплинг, Томас Харди, Артур Конан Дойл. И Милн написал короткий стишок про Кристофера Робина. Только, к сожалению, снять эту книжечку с полки вам никто не даст, кукольным домиком можно любоваться только через стекло.

Точно так же не просто прийти и полюбоваться на бюст Милна в лондонском джентльменском клубе «Гаррик». Этот клуб творческих работников был любимым клубом Милна, и он пожертвовал «Гаррику» существенную часть своих доходов. Значительные доходы от «Винни-Пуха» Милн завещал своей частной школе — Вестминстерской, и там на его деньги построен новый корпус, названный его именем.
И, наконец, для визуализации многого выше сказанного можно посмотреть очень хороший британский фильм 2017 года «Прощай, Кристофер Робин», кинорежиссера Саймона Кёртиса. Только фильм этот никак нельзя воспринимать документальным, там много вымысла. Название фильма перекликается с завершающим эпизодом книги, в котором Кристофер Робин прощается со своим другом и со своим беззаботным детством — ему пора идти в школу. Однако, как повествует окончание «пухианы»: «…здесь в Зачарованном Месте на вершине холма в Лесу, маленький мальчик будет всегда, всегда играть со своим медвежонком».
Четыре детские книги сделали Милна богатым человеком: две про Винни-Пуха и две — сборники детских стихов «Когда мы были совсем маленькими» и «Теперь нам уже шесть». Но они не сделали его счастливым. Из-за книг он рассорился со своим единственным сыном Кристофером Робином, поскольку тот считал, что оказался на всю жизнь в плену инфантильного образа, который создал его отец. Сын наотрез отказался от каких-либо доходов от книг отца. Позднее он с женой перебрался в далекое княжество Уэльс и открыл там книжный магазин. Да и Алану Милну книги о медведе с головой, набитой опилками, исказили до неузнаваемости творческую карьеру — ведь он опубликовал около 90 книг и пьес, считал себя в первую очередь драматургом, написал сотни блестящих заметок и эссе, был заместителем главного редактора юмористического журнала «Панч».
Его покровителем был фантаст Герберт Уэллс. Милн лично знал всех важнейших писателей и поэтов своей эпохи, был близок с некоторыми членами кружка интеллектуалов Блумсбери-групп. В Эдвардианскую эпоху — годы от смерти королевы Виктории и до Первой мировой войны, — он был самым ярким из авторов юмористического журнала «Панч», а также заместителем его редактора. Более того, после публикации четырех вышеупомянутых детских книг, он больше никогда для детей не писал. Понятно почему в дальнейшей жизни он непрестанно воевал с ярлыком, который повесил на него Винни-Пух.
Автор: Джерри Миллер
Ноябрь 2025
