Six Lives The Stories of Henry VIII’s Queens — «Шесть жизней. Истории жен Генриха VIII». Продолжение
В лондонской Национальной портретной галерее открылась выставка «Шесть жизней: истории королев Генриха VIII» — Six Lives The Stories of Henry VIII’s Queens. На ней подробно рассказано о судьбах Екатерины Арагонской, Анны Болейн, Джейн Сеймур, Анны Клевской, Екатерины Говард и Екатерины Парр.
Нынешние феминистки не упускают случая «лягнуть» грозного монарха. Мол, у него была проблема с оплодотворяющей способностью, что не позволяло ему обзавестись наследником мужского пола. Но позвольте, у Генриха VIII было по меньшей мере трое сыновей, двое законных и один незаконнорожденный. Первый от Катарины Арагонской, появился на свет до принцессы Мэри и умер в младенчестве. Второй от любовницы Элизабет Блаунт — Генри Фицрой, которого Генрих признал и присвоил ему титул герцога. И, наконец, мальчик от Джейн Сеймур — принц Эдвард, взошел на престол в десятилетнем возрасте после смерти отца и ушел в мир иной в 15 лет.
Или вот такой феминистский комментарий по поводу того, что Генрих счел Анну Клевскую безобразной: мол, сам дурак, посмотри на себя. Действительно ко времени заключения четвертого брака Генрих сильно располнел, по описаниям он был в три обхвата, о чем можно судить по его личным рыцарским доспехам, один комплект которых прибыл на выставку в Национальную портретную галерею. А доспехи всегда делались не впрок, а по меркам. Кроме того король сильно хромал после того, как упал с коня во время рыцарского турнира.
И хотя Генрих был к моменту заключения брака не сказочным принцем, как в юности, но могущественным монархом процветающей страны, а такие женихи, как говорится, на дороге не валяются. Екатерина Говард, пятая жена, по мнению феминисток, изменяла Генриху по той причине, что он, якобы, в 49 лет был уже импотентом, и не мог ее, 17-летнюю удовлетворить как мужчина. Но давайте возразим феминисткам: измена государю равноценна государственной измене!
На выставке Национальной портретной галереи можно узнать любопытные факты. Так последняя жена Екатерина Парр была замужем четыре раза! Дважды овдовела до брака с Генрихом и еще раз вышла замуж после его смерти. Кроме того она была первой женщиной в истории Англии, не говоря уже, что королева, опубликовавшей не одну, а три книги под собственным именем. И это 500 лет назад! Книги эти были на религиозные темы. Напомним, что не далее, как в XIX веке женщины-писательницы, чтобы быть опубликованными брали мужские псевдонимы: Мэри Энн Эванс стала Джорджем Эллиотом, а сестры Бронте писали под именами Каррер, Эллис и Эктон Белл.
О том насколько переплетены нити тюдоровской драмы можно судить хотя бы вот почему: Екатерина Говард была двоюродной сестрой Анны Болейн, троюродной — Джейн Сеймур и дальней родственницей самого короля. За всей драмой, о которой здесь идет речь, можно усмотреть не просто потакания со стороны женщин прихотям монарха, но подспудную борьбу самых влиятельных родов аристократии за положение при дворе.
Добавим, что последний брак Генриха был определенно удачным. Он не ждал от Екатерины Парр, что она родит для него мальчика, ему уже нужна была женщина-друг или как считают некоторые циники — сиделка. Этот брак продлился три с половиной года. Екатерина некоторое время была его регентом — то есть, когда Генрих был в отъезде, исполняла роль монарха, подписывала государственные документы. Именно она добилась, чтобы принцессу Елизавету признали законнорожденным ребенком, а после смерти Генриха, возможно, единственная из всех жен поддерживала тесные отношения со всеми тремя детьми короля от трех разных браков.
Вопрос подлинности портретного изображения той или иной персоны, жившей лет этак 500 назад совсем не праздный. К примеру, существует с десяток предполагаемых портретов Уильяма Шекспира, но не один из них не считается однозначно изображением великого английского барда, хотя шекспироведы из кожи лезут вон в попытках доказать, что тот или иной из портретов действительно портрет Шекспира.
И, кстати, неразбериха с портретами жен Генриха VIII, привела к созданию в 1856 году уникальной британской Национальной портретной галереи, той, что рядом с Трафальгарской площадью. Когда видный викторианский художник Ричард Берчетт в 1854 году получил заказ украсить образами королей и королев тюдоровской эпохи Палату принцев в строящемся здании парламента, он и его ученики не смогли определить, кто из жен на каком из портретов изображен. Это и подсказало впервые в истории идею создания национальной коллекции образов выдающихся британцев. С тех пор появились подобные в Эдинбурге и Вашингтоне. Но лондонская — самая первая.
Six Lives The Stories of Henry VIII’s Queens
National Portrait Gallery
St. Martin’s Pl, London WC2H 0HE
До 8 сентября 2024
www.npg.org.uk