Великобритания – вершитель судьбы вин
Октябрьский номер посвящен Великобритании, и если о виноградниках, расположенных в Южной Англии, и о lefizzanglai, бьющего в слепых дегустациях своего главного конкурента Champagne, мы уже писали, то о традиции и роли Великобритании в винном мире и о стране – вершителе судьбы вин планеты напишем впервые.
Если верить историческим хроникам, благодаря Великобритании на свет появились портвейн, марсала, виски и отчасти шампанское.
Старейшие лондонские аукционные дома Christie’s и Sotheby’s первыми открыли винные департаменты во второй половине XX века, хотя винные торги велись в них задолго до этого. «Качественный кларет – 24 шиллинга за ящик», – значилось в каталоге, который собственноручно составил Джеймс Кристи в 1766 году.
Самые яркие умы от винной критики и журналистики – британцы. Среди них – Майкл Бродбент, Серина Сатклифф, Хью Джонсон, Дженсис Робинсон, Стивен Спурье, Оз Кларк и пр. За плечами каждого не одна книга по вину, которые стали мировыми бестселлерами и учебниками для миллионов. Кроме них на ниве органолептики трудится плеяда блестящих винных колумнистов деловых изданий Guardian, Times, Bloomberg, Daily Telegraph, Wall Street Journal.
Ведущие издания винной отрасли – Decanter, Harpers, Wine Business Monthly, Just-Drinks, Drinks Business, World of Fine Wine – также базируются в Великобритании. И это далеко не полный перечень.
Престижнейшие винные конкурсы – International Wine Challenge и IWSC проходят в Лондоне. Виноделы планеты считают своим долгом после релиза показать свои вина британским экспертам и публике. На год вперед в столице Англии расписаны дни национальных презентаций всех традиционных винодельческих стран, а новички рынка также спешат заручиться поддержкой британских винных гуру. Ежедневно в Лондоне проходит несколько тематических винных дегустаций.
Главные винные альма-матер: WSET (выпускницей которого являюсь) и олимп винных знаний Institute of Masters of Wine – тоже имеют британскую прописку.
Первая и поныне основная площадка винных торгов в режиме реального времени Liv-Ex также была создана в Великобритании. С замиранием сердца игроки со всего мира следят за ежедневными котировками винных индексов, объявляемых в Лондоне.
Культура винопития – винные бары – в Великобритании имеет статус ничуть не меньший, чем five o’clock. Обязательный для посещения в Лондоне – знаменитый Gordon’s Wine Bar (www.gordonswinebar.com) с датой основания – 1890 год. Harrods, Selfridges, Harvey Nichols, Fortnum&Masonи многие прочие гранд-магазины имеют роскошные винные департаменты и лаунжи с безупречным подбором вин. А год назад в Мэйфейр нашим соотечественником был открыт самый одиозный в мире винный бутик «Hedonism wines». Ведущие супермаркеты Waitrose, Marks&Spencers, Tesco и Sainsbury’s имеют гигантские винные отделы под руководством лучших дегустаторов страны, а по всей Великобритании раскинулась сеть винных магазинов, крупнейшие из которых Majestic и Oddbins.
Не производя на протяжении столетий собственного вина, Англия всегда оставалась ведущей виноторговой державой.
В Лондоне находятся старейшие и авторитетнейшие виноторговые компании – Berry Bros&Rudd (1698) и Corney&Barrow (1780), Lay&Wheeler (1854), а также штаб-квартиры современных сильнейших игроков рынка, аккумулирующих в своих портфелях «голубые фишки» от виноделия, как Farr Vintners и Bordeaux Index, с филиалами в Америке и Азии.
Истинная же винная история Великобритании кроется за стенами особняка The Vintner’s Company (www.vintnershall.co.uk), которая в этом году отмечает свое 650-летие! В 1363 году компания, получив королевскую грамоту (Royal Charter), стала одной из «Двенадцати великих ливрейных компаний лондонского Сити»*. Она до сих пор играет важную роль в регулировании импорта и продажи вина в Великобритании, но, все же учитывая почтенный возраст, больше является «духовным домом виноторговли».
Столетия сменяют друг друга, но все винные дороги по-прежнему ведут в Лондон. И, как водится в Великобритании, за всем стоят традиции, репутация, история.
* Livery Companies of the City of London – «ливрейные компании», возникшие в Средние века на основе королевской грамоты либо акта парламента и входившие в одну из ремесленных гильдий лондонского Сити.