Тодоровский: от чего зависит успех фильма?
Недавно, после 15-летнего перерыва, в Лондоне побывал кинорежиссер, продюсер и сценарист Валерий Тодоровский. Кроме встречи с обитающим здесь давним другом Сергеем Ливневым у Валерия имелись и другие уважительные причины для посещения столицы Соединенного Королевства. Посвящать нас в свои британские планы Тодоровский отказался, зато согласился поделиться мыслями по поводу современного российского кинематографа.
Досье:
Валерий Петрович Тодоровский – российский кинорежиссер, продюсер, драматург, сценарист. Родился 8 мая 1962 года в Одессе в семье кинорежиссера Петра Тодоровского. В 1984 году окончил сценарный факультет ВГИКа (мастерская К. Парамоновой). Работу в кино начал как сценарист (фильмы «Двойник», «Человек свиты», «Гамбринус», «Над темной водой», «Циники»). Режиссерский дебют – фильм «Катафалк» (1990), отмеченный на многих кинофестивалях. В последующие годы снял «Любовь», «Подмосковные вечера», «Страна глухих», «Любовник», «Мой сводный брат Франкенштейн», «Тиски», «Стиляги». Фильмы режиссера Тодоровского отмечены целым рядом российских и зарубежных кинопремий; лента «Стиляги» в 2009 году получила премию «Ника» в номинации «Лучший игровой фильм 2008 года».
Тодоровский – продюсер многих известных кинофильмов («Мечты идиота», «Змеиный источник», «Поклонник» и др.) и телесериалов («Каменская», «Идиот», «Бригада», «Закон», «Мастер и Маргарита» и др.). В 1990 году Тодоровский совместно с Сергеем Ливневым и Игорем Толстуновым организовал продюсерскую компанию «ТТЛ», 1995-1999 гг. – член правления Киностудии им. М. Горького, с 1997 года – генеральный директор продюсерской фирмы «Рекун-фильм». Отец двоих детей (от первого брака с Натальей Токаревой). Женат на актрисе Евгении Хиривской (Брик). В феврале 2012 года был официально зарегистрирован как доверенное лицо кандидата в президенты РФ Михаила Прохорова..
Текущие проекты: продюсер фильма «Иван Поддубный» и экранизации романа Алексея Иванова «Географ глобус пропил».
В последние пятнадцать лет русские продюсеры периодически получают контракты за рубежом. Как вы считаете, имеет ли место прорыв русского кино на Западе?
Нет. На мой взгляд, интерес к русскому кино существовал во времена перестройки и гласности, сейчас он угас. И темы под названием «Русское кино и русские кинематографисты на Западе» не существует. Контракты с нашими кинематографистами скорее отдельные исключительные случаи, чем правило.
Почему?
Если представить себе некую кинематографическую карту мира, то окажется, что люди в основном смотрят два вида фильмов – отечественные и американские. В Польше, к примеру, польские и американские, в Бельгии – бельгийские и американские, в России – российские и американские и т. д. В мире снимается огромное количество кино, и люди просто не могут охватить необъятное. Почему же они вдруг должны заинтересоваться российским кино? Если российский фильм получит «Пальмовую ветвь» в Каннах или «Оскара» – да, его покажут в кинотеатрах на Западе, но не потому что он русский, а потому что получил некий знак общественного интереса.
Какое кино интересно лично вам?
Любое серьезное хорошее кино – вне зависимости от жанра. Я смотрю фильмы тех режиссеров, которых люблю: Ларса фон Триера, братьев Коэнов, Педро Альмодовара и многих других, чье творчество мне интересно.
Большинство ваших фильмов стали хитами…
Когда я снимал «Любовь», «Подмосковные вечера», «Страну глухих», в стране отсутствовал кинопрокат на русские фильмы как таковой. Если их кто-то и знал, то в основном по видеокассетам или по телевизионным программам. Поэтому хитами, то бишь фильмами, которые идут в кинотеатрах по всей стране и имеют коммерческий успех, они стать никак не могли.
То есть «Cтиляги» – ваш единственный удачный коммерческий проект?
Да. Потенциально коммерчески успешным мог бы стать и фильм «Страна глухих», но, как я уже сказал, его выход в 1998 году пришелся на кризис нашего кинопроката, экономический кризис и т. д.
Какие из собственных фильмов вы любите и считаете удачными?
Я люблю все свои фильмы. Даже те, которые не удались. Их ведь, как и детей убогоньких, тяжелых, сложных, любишь еще больше. Но если бы меня спросили, какие из своих фильмов я поставил бы на первые места, я назвал бы свой первый учебный фильм «Катафалк», «Любовник» и «Стиляги».
Не планируете реализовать «Стиляг» как мюзикл на сцене?
Очень хороший вопрос. После выхода фильма несколько театров мне предлагали поставить мюзикл. И если когда-то у меня достанет смелости и найдется год жизни, я реализую эту идею. А отдать постановку кому-то другому – не хочу, мне жалко! Так что, как говорится, еще не вечер – может, и будет мюзикл на сцене.
В мире искусства не редкость, когда дети, избравшие ту же профессию, что и их знаменитые родители, всю жизнь обречены на сравнения: а вот папа все-таки был лучше (режиссер Петр Тодоровский снял фильмы «Любимая женщина механика Гаврилова», «Военно-полевой роман», «Анкор, еще анкор!» и многие другие)! Вы – редкое исключение: пошли по стопам своего отца и самостоятельно добились высоких профессиональных успехов.
Спасибо.
Когда вы в юности наблюдали за работой своего отца, Петра Тодоровского, снявшего реальные советские хиты, вы понимали, что он гениальный режиссер?
Мы никогда не можем реально оценивать своих близких. В семье ведь не ощущаешь, что рядом гениальный актер или режиссер – в первую очередь он твой папа или мама, дедушка, бабушка. Существует какой-то миф: если живешь в одном доме с режиссером, то как бы обитаешь на съемочной площадке – вот он творит, а ты где-то рядом… На самом деле живешь обычной жизнью, а потом он уезжает куда-то на три месяца, и ты даже особенно и не знаешь, чем он там занимается. Другое дело, что я смотрел фильмы отца, какие-то из них любил больше, другие – меньше. Но не думаю, что это могло на меня глобально повлиять. Я все равно делал то, что хотел делать. Безусловно, я набрался от отца каких-то важных вещей, однако скорее человеческих, чем профессиональных – он ведь не был моим учителем в кино.
Вы пробовали себя как сценарист, режиссер, продюсер. Какое из этих амплуа вам ближе всего?
Думаю, что я прежде всего режиссер, это самое главное для меня. Моя первая профессия – сценарист – очень сильно помогла мне и в жизни, и в работе. Это позволило мне не только понимать драматургию, но иногда и вмешиваться в нее, что-то менять, это стало неотъемлемой частью моего ремесла. Что касается продюсерства, то, когда началась свобода, захотелось быть больше, чем просто режиссером, появилась возможность делать какие-то проекты, которые я сам не смог бы осуществить, а кто-то другой – да. Вместе с Сережей Ливневым мы открыли свою первую совместную компанию, и оказалось, что у меня драйва и энергии чуть больше, чем необходимо, чтобы просто снимать фильмы. Я продолжаю этим заниматься и сейчас и ни разу об этом не пожалел.
Насколько мне известно, около 60% денег на кино в России выделяется государством, на остальные 40% приходится искать инвесторов…
Очевидно, что сегодня российское кино без поддержки государства не выживет. Однако, если смотреть в целом, не существует в мире страны, где на кино легко найти денег – это очень рискованный и дорогостоящий вид творчества, который далеко не всегда окупается. Даже в Америке, при наличии самой развитой киноиндустрии в мире, огромная мука найти средства на фильм, причем не только начинающим, но и маститым режиссерам. Кстати, Россия в этом смысле не самый худший вариант – хотя бы потому, что есть огромная русскоговорящая зрительская аудитория.
В чем, на ваш взгляд, залог успеха фильма?
Если бы я мог внятно ответить на ваш вопрос, то сейчас бы в качестве президента Warner Brothers сидел в большом кабинете с огромной толстой сигарой! Никто не может объяснить, как делать гарантированные хиты. Есть определенный талант – угадать, чего хочет публика – причем не абстрактно, вообще, а конкретно, сегодня, в этом году. А дальше уже все зависит от того, насколько талантлив режиссер, насколько точно чувствуют артисты; насколько звезды сложились на небе и т. д. Если ты можешь правильно ответить на вопросы: для кого ты снимаешь? О чем? Как? С кем? – и будешь в состоянии осуществить задуманное – фильм ждет успех. Но следует также помнить, что коммерческий успех фильма не всегда напрямую связан с его качеством. Именно поэтому существует кино артхаузное и зрительское, массовое.
В вашем последнем фильме, «Стиляги», роль Кати сыграла ваша жена, актриса Евгения Хиривская (Брик). Не приходилось выслушивать реплики, что, мол, конечно, режиссер снимает собственную жену?!
Нет, я живу среди интеллигентных людей. Со своей будущей женой познакомился, когда она уже активно работала в кино, в фильмах других режиссеров. Чаплин, Бергман всю жизнь снимали своих жен. Секрет в том, что надо жениться на хороших актрисах! Вот если режиссер женится на плохой актрисе и потом вынужден всю жизнь ее снимать – беда, он губит свое творчество. У меня такой проблемы нет. Кроме того, Евгения проходила очень серьезные пробы, и на протяжении нескольких месяцев у нее были конкурентки на роль. А взял я ее потому, что она действительно оказалась лучше всех. К тому же моя жена имеет профессиональное музыкальное образование – что было очень важно для фильма-мюзикла.
К вопросу о мюзиклах: в Великобритании, чтобы работать в этом жанре, актеры должны иметь специальную музыкальную и вокальную подготовку. А как с этим обстоит в России?
В России традиции мюзикла в кино не существует. Фильм «Стиляги» пока первый и, насколько мне известно, последний в этом жанре. Мы не говорим, конечно, о театре. Мюзикл на сцене – это совершенно другой мир, культура; хотя системы подготовки актеров для мюзиклов тоже пока нет. В Америке, к примеру, существует даже профсоюз бродвейских артистов, специализирующихся на мюзиклах. Поэтому, когда я начал снимать «Стиляг», было непонятно, где искать актеров. В итоге оказалось, что все задействованные в моем фильме артисты впервые делали мюзикл – включая даже хореографа! Это было новым опытом для всех. Но, как мы знаем, будет потребность – появятся и актеры. В Москве уже есть артисты для театральных мюзиклов, которые переходят из одной постановки в другую. Собственно, уже образовалась группа людей, постоянно работающих в этом жанре, но пока еще не в массовом порядке. Правда, в основном мюзиклы в России – это кальки западных спектаклей, идущих в театрах Лондона, Нью-Йорка, Чикаго.
Вы много работаете на телевидении, продюсировали целый ряд популярных сериалов: «Идиот», «Каменская», «Закон», «Бригада» и другие. Фильм «Мастер и Маргарита» я смотрела со смешанными чувствами…
У всех, кто посмотрит этот фильм, будут смешанные чувства. И люди, которые делали этот сериал, это понимали. Когда экранизируешь такую книгу, неизбежно натыкаешься на неоднозначную реакцию. Я не могу сказать, что это стопроцентно успешный проект; там было довольно много проблем – но какие-то вещи, безусловно, удались. И я восхищаюсь смелостью и решимостью режиссера Бортко: он хотел это сделать и сделал. А вы думаете, можно снять фильм «Мастер и Маргарита», который устроит всех?!