Музыка

Сексуальная революция: блюз, джаз и рок-н-ролл

turrentine-easy-walker
Stanley Turrentine “Easy Walker” 1968 Blue Note BST 84268

Термин «сексуальная революция» появился в 30-х годах прошлого века. Его ввел ученик Фрейда австрийский психолог Вильгельм Райх (Wilchelm Reich). Первым серьезным исследованием, в котором упоминался секс в связи с музыкой и джазом, стала книга социолога Питирима Сорокина «Американская сексуальная революция» (США, 1956 год). Сорокин заметил, что тема секса в мюзиклах тех лет была смягчена, но «в популярных джазовых и песенных хитах, а также в большей части музыки, исполняемой в ночных клубах, на телевидении и радио, она стала обнаженной, обольстительной и соблазнительной, страстной и порочной. В их текстах обязательно присутствуют упоминания поцелуев, объятий и постели».

Kуда в более откровенной и приземленной форме тема секса звучала в записях черных блюзменов в 20-40-е годы, которые прибегали к использованию сленга как своеобразного кода «для своих», и только «посвященные» понимали истинное значение таких выражений, как biscuit roller, fat mouth, hoochie coochie man, side gal*. B те годы в Штатах эти записи выходили на так называемых race records. Проникновение «черной» музыки в «белую» музыку и культуру началось только в конце 50-х – начале 60-х годов с ростом популярности рок-н-ролла. Неудивительно, что серьезные культорологические и социальные исследования этой музыки появились гораздо позже работ Райха и Сорокина, которые, возможно, никогда и не слушали «расовых» записей, бывших то время параллельной контркультурой, а не массовой и коммерческой поп-музыкой.

«Черная» музыка – блюз, джаз (позже ритм-н-блюз, соул, фанк) – была достаточно далека от академических традиций. Темы секса, любви, веры, протеста и повседневных проблем порою причудливо переплетались в них. В Новом Орлеане джаз звучал и на похоронах, и в публичных домах. По легенде, креол Джелли Ролл Мортон (jelly roll имеет достаточно специфический перевод), работал одновременно пианистом, сутенером и профессионально играл в… бильярд. При этом сама музыка, ранний джаз и блюз (абстрагируясь от текстов, если это не было инструментальное произведение), в основе своей была танцевальной и чувственной.

Пожалуй, своего пика «сексуальная революция» достигла в 66-68-х годах (пусть до этого уже были и вихляющие бедра Элвиса, и визжащие девочки на концертах «Битлз»): «свингующий Лондон», «Лето любви», психоделия, рок-фестивали, коммуны хиппи («Make love, not war!»), движение за гражданские права чернокожих в США и различные молодежные протестные движения. Все это перевернуло представления о ценностях, устоях, морали и сделала музыку одним из важнейших драйверов этих изменений. Музыка стала более интернациональной, стирались различия между «белой» и «черной» культурами, появлялись новые стили на стыке разных направлений.

FullSizeRender
George Freeman “Man & Woman“ Groove Merchant 1974 GM 3305

В 60-е годы набрал популярность соул-джаз. Рожденный в рамках боп-революции, под влиянием зарождающейся рок-музыки, ритм-н-блюза и соул, он выделялся более четкой грувовой (groove) структурой и танцевальной линией баса. Музыка стала более коммерческой. Если ранние «Битлз» исполняли хиты Мотаун, то теперь черные джазмены исполняли версии песен «ливерпульской четверки» или поп-хитов белых исполнителей, часто – в более страстной и сексуальной форме. Вслед за музыкой становились откровенно чувственными и обложки соул-джазовых пластинок 60-х годов. Однако при этом их исполнение не выходит за определенные рамки.

В 70-х под влиянием таких музыкантов, как Sly and Family Stone, Jimmy Hendrix и ряда исполнителей соул в джазе появляется направление фьюжн (джаз-рок). Соул-джаз становится более резким и жестким, с акцентированным фанковым ритмом, появляется направление фанк-джаз. Термин funky зародился в джазе и первоначально имел несколько значений, одно из которых было обозначением специфического запаха (funky smell).

Не нужно искать в примерах приведенных пластинок явных параллелей. Обложки к ним, скорее, добавляют акценты, настроение и общий тонус при прослушивании. Когда в 70-х практически все «табу» были сняты, это, с одной стороны, раскрепостило музыкантов, но с другой – появилась масса подделок с эротическими «охами-вздохами» (особенно с появлением диско), слащавыми саксофонными соло и откровенными обложками. Часто они имели мало общего с настоящей музыкой, которая не должна становиться фоном.

Есть много примеров, когда обложки в стиле «ню» создавались лишь с коммерческой точки зрения для привлечения внимания покупателей, музыка на самой пластинке не вполне им соответствовала.

Эволюция обложек 70-х годов знает множество ярких примеров, когда они становились произведениями искусства сами по себе и визуальный образ подчеркивал музыкальную составляющую.

Но не надо искать тут прямой вульгарный эротизм, важнее настроение, образность и выразительность самих записей.

Корни джаза, его сексуальное естество, прошли значительную эволюцию за свою практически 100-летнюю историю и, как любое искусство, имеют много граней. Эротика – одна из них. Обложки старых виниловых пластинок – прекрасная иллюстрация к музыке той эпохи.

Источники и благодарности:

Питирим Сорокин. «Американская сексуальная революция». Москва, 2006. Перевод Г.Ф. Войтенковой.

Алексей Аграновский «Словарь блюза» blues.ru

Автор благодарит Народного артиста России Алексея Козлова и своих друзей в социальных сетях за ценные замечания и советы.

*biscuit roller – обращение к подружке и намек на что-то интимное

fat mouth – обольститель, добивающийся женщины разговорами

hoochie coochie man – герой-любовник

side gal – любовница

Leave a Reply