Русская супернова: Наталья Водянова
Не сравнивать историю российской супермодели, красавицы и умницы Натальи Водяновой со сказкой о Золушке сложно и журналистам, и читателям. Казалось бы, такие повороты судьбы, когда жизнь превращает сибирскую девочку из бедной семьи в полноправного члена аристократического клана, когда труд на овощном рынке сменяется работой с ведущими фотографами и дизайнерами, могут быть только плодом фантазии.
Это сейчас она успешная модель, мать двух милых детей и жена английского аристократа Джастина Портмана, семья которого владеет 100 акрами земли в центральном Лондоне, включая Оксфорд-стрит и Марлебон. Однако начало у сказки предвещало скорее трагический конец, чем голливудский хеппи-энд.
Будущая королева подиума росла в неполной семье, которую социальные работники склонны называть неблагополучной. Наталья до сих пор отчетливо помнит, как мама выбивалась из сил, стараясь обеспечить более-менее нормальное существование трем дочерям. Одна из них, Оксана, была больна детским церебральным параличом. Водянова многое может рассказать о человеческой жестокости и равнодушии, о своих обидах, о насмешках, которые неслись в ее адрес во время прогулок с больной сестрой. Мама работала иногда на четырех работах, но и это не помогало. Наталье не было нужды сидеть на модных диетах – в доме временами просто нечего было есть. Для ее мужа первый визит в Нижний Новгород стал шоком: он встретил Наталью – успешную модель и не мог представить, как выглядели рынок, на котором она от отчаяния торговала фруктами в тридцатиградусный мороз, и тесная квартирка, где ютилась вся семья.
Ее родные по-прежнему живут в Нижнем Новгороде. В России остались дедушка с бабушкой, младшая сестра Кристина и мама, которая наотрез отказывается перебираться в Лондон. Приходится Наталье самой навещать родные пенаты. Но по собственному признанию, человек она домашний и дела семейные ей не в тягость.
Ее ангелом-хранителем стал фотограф Алексей Васильев, приехавший в Нижний Новгород искать свежие лица. Несмотря на то, что юбка на Водяновой была самодельная и собиралась она на кастинг второпях, фотограф не мог не заметить уникального сочетания детской наивности и манящей сексуальности, которое до сих пор завораживает всех, кто смотрит на фотографии русской модели. Он подошел к ней с камерой и сказал: «О! Роми Шнайдер! Здрасьте, Роми Шнайдер!» Васильев объяснил, что если она выучит английский, то поедет в Париж. Все остальное – переезд во Францию, съемка с легендарным Марио Тестино для осенне-зимней коллекции Gucci и, наконец, контракт с Calvin Klein уже стали историей.
Она живет в напряженном графике между Парижем, Лондоном и Нью-Йорком. Муж Джастин Портман – одаренный художник, потомственный аристократ, сын лорда Портмана, сопровождает жену на съемках и приемах. Он стал, как признается Наталья, опорой и поддержкой во всех ее начинаниях. Наблюдать за этой парой на светских раутах – одно удовольствие. Они трогательно держатся за руки и постоянно что-то нашептывают друг другу на ушко. Наталья и Джастин вместе уже семь лет, с того вечера в ресторане Le Georges на крыше Центра Жоржа Помпиду, когда ее небесная красота в сочетании с земными манерами (их роман начался со страшной перепалки) заворожили привычного к модельным вечеринкам лондонского денди. Через два месяца он заслужил первый поцелуй, а через год с небольшим появился на свет первый сын – Лукас. Но Портман не торопился со свадьбой. Наталья с головой окунулась в работу и уже через две недели вышагивала по подиуму, открывая показ Тома Форда для Ives Saint Laurent. Именно в этот сезон ей дали имя «Супернова» – Водянова умудрилась продефилировать на 40 показах.
Неудивительно, что за этим последовал нервный срыв. После рождения сына фигура модели изменилась на зависть многим дамам – она сильно похудела. Наталья много работала, у нее стали выпадать волосы, осунулось лицо, и в модельном мире поползли слухи об анорексии. Несколько месяцев назад в своем выступлении перед Советом американских дизайнеров она озвучила свое мнение по поводу излишней худобы. Став свидетелем многих грустных историй из модельной жизни, Наталья не стала обвинять только соратниц по цеху. По ее мнению, девушек отбирают в очень молодом возрасте, когда худоба естественна. С того времени, как их формы начинают округляться, начинающие модели попадают под страшный прессинг. Наталья знает, что для неопытных молодых моделей слово агентства – закон и они готовы доводить себя до голодных обмороков, чтобы продолжать работать и не отходить от стандарта ни на сантиметр.
Дизайнеры и букеры упали к ногам самой Водяновой именно когда ее фигура выглядела особенно хрупко. Букеры были недовольны, когда после свадьбы с Портманом в 2002 году ее объемы увеличились на 2 сантиметра. К счастью, в этот момент у Водяновой были контракт от Calvin Klein и надежное плечо мужа, поэтому на критику она не обращала внимания. Достигнув статуса супермодели, Наталья теперь сама может диктовать условия. Она приняла решение работать меньше и проводить время со своей семьей. Тем более что после рождения дочки Невы, которая недавно отпраздновала свой первый день рождения, в семье вновь ожидается прибавление – еще один мальчик. Все, кто сталкивается сейчас с Натальей, отмечают, с какой нежностью и любовью она говорит о своих детях.
Об особой искренности и теплоте самой известной российской модели говорят многие, кому довелось с ней столкнуться. Директор компании «Eventica» Сергей Колушев (организатор Российского экономического форума в Лондоне), по его собственному признанию, влюблен в нее как в человека. «Наталья очень обаятельна – ее поведение разрушает стереотипы о моделях, – говорит он. – Она может быть трудной в общении – иногда во что бы то ни стало хочет настоять на своем и бывает уперта в мелочах. Но когда мы спорили, я все списывал на молодой возраст и очередную беременность. Секрет ее успеха – в способности перевоплощаться. На протяжении нескольких месяцев совместной работы я не всегда был уверен, что передо мной один и тот же человек. У нее меняется все – манеры, голос, мимика. Она может быть холодной и недоступной, а через пять минут уже хлопает в ладоши, как ребенок». Ему вторит Хью Эдмидис из дома Christie’s: «Наталья Водянова не производит впечатления высокомерной суперзвезды. Факт, что она основала благотворительный фонд помощи российским детям, доказывает, что перед вами человек не только с большими амбициями, но и с горячим сердцем».
Колушев и Эдмидис исходят из личного опыта. Они работали с Водяновой в Лондоне во время благотворительного гала-ужина “Русская рапсодия”, который прошел в рамках Х Российского экономического форума. Атмосферу интриги ужину придавало не только участие известной супермодели, но и необычный благотворительный аукцион детских игрушек «от кутюр», которые были созданы в единственном экземпляре: среди лотов можно было увидеть лошадок от Валентино и Готье, авторских кукол от Chanel, кукольный дом и театр от Гальяно и Лакруа. Средства были переданы в фонд “Обнаженные сердца”, который занимается строительством детских игровых площадок в России.
Первой ласточкой стал новгородский городок площадью три тысячи квадратных метров, открытый в ноябре. На охраняемой территории могут отдыхать малыши, подростки и дети с физическими недостатками – каждому найдется занятие. Охрану Наталья считает необходимой мерой – в трехлетнем возрасте ее чуть не похитила женщина, которая пообещала показать собачку, и увела бы маленькую Наташу со двора, если бы не дедушка. Он возвращался с работы и увидел странную пару, сворачивающую за угол. Она с детства помнит разбитые дворы со сломанными качелями и пропахших кошками песочницами, около которых нередко можно было увидеть пьяную публику. Из-за недостатка мест, где дети могли бы спокойно играть, ее больная церебральным параличом сестра Оксана вынуждена была проводить много времени дома. Поэтому Наталья давно задумывалась о строительстве специальных мест, где и здоровые, и больные играли бы и проводили время, не мешая друг другу.
Вечер «Русская рапсодия» в Олд Биллингсгейт представил «Обнаженные сердца» английской публике. В роскошном зале собрался европейский бомонд – более 800 человек. Среди них были участники Х Российского экономического форума, звезды мировой культуры и искусства, представители российской и международной деловой и политической элиты, известные модельеры и журналисты: Камилла Аль-Файед, Эндрю Ллойд Веббер, Стивен Вебстер, Озвальд Боатенг, Алена Долецкая, Николай Усков, Леонид Парфенов, Владимир Познер, Джемайма Хан, Эдмонд Авакян, Виктор Ерофеев, Джулиан Макдональд, Даша Жукова, Маша Цигаль, Елена Ермак и многие другие. Гостей потчевал легендарный французский шеф-повар и обладатель двух мишленовских звезд Жоэль Робушон. Идея превратить Олд Биллингсгейт в детскую площадку принадлежала Сергею Колушеву. «Меня почему-то навязчиво преследовал образ господина Фридмана («Альфа-банк») в песочнице. Чтобы собрать максимум денег, нужно было найти нетрадиционный сюжет – русские деньги дают неохотно, и ожидать, что они будут с энтузиазмом покупать фотографии и платья Натальи, было бы наивно. Она развила эту идею и предложила выставить на аукцион игрушки «от кутюр». Участие Натальи обеспечило большой интерес прессы и в России, и в Англии. Она помогла собрать на «Русскую рапсодию» костяк европейской элиты и эмоционально зажгла публику. В разгар аукциона, когда страсти вокруг лотов достигли нешуточного накала, она просто не могла сдержать своих эмоций».
Аукцион игрушек проводил председатель аукционного дома Christie’s Хью Эдмидис (Hugh Edmeades). Гости соревновались за право приобрести уникальные игрушки, созданные дизайнерами специально по просьбе Натальи. Британская дама приобрела лошадь-качалку от Жана-Поля Готье за 80 тысяч фунтов и тут же пожертвовала этот лот в пользу аукциона. Лошадка опять пошла с молотка – за 60 тысяч ее купил бизнесмен Олег Тиньков. Он был готов пожертвовать еще столько же на строительство следующей площадки в его родном городе – Кемерово. Щедрость гостей и мастерство аукциониста сделали свое дело – общая сумма вырученных средств достигла 510 тысяч фунтов, включая 100 тысяч благотворительных пожертвований.
Во время гала-ужина многие гости не могли отвести взгляда от русской красавицы в красном атласе. Женщины смотрели с любопытством, а мужчины – с восхищением. Ее очарование было не только в красоте, но и в преданности своему проекту. Глядя на нее, многим могла прийти на ум старая мудрость из сказки про Золушку о том, что никакое волшебство не может сделать сердце большим, а ножку – маленькой, с таким сердцем надо родится.
Статья была опубликована в № 50 (Август 2007) журнала “Новый стиль”