На Рождество – в Страсбург!
Чуден Страсбург в холодную зимнюю пору!.. – этой гибридной цитатой из классиков можно охарактеризовать единственное в своем роде сказочное превращение главного города Эльзаса в прянично-праздничную Страну чудес!
Страсбург известен еще со времен римского владычества под галло-романским именем Аргенторатум. Его римские воины выбрали для своей военной ставки в горах – по-нашему генштаба. Позднее удачное географическое положение на пересечении торговых путей отразилось в его новом названии – Стратебургум (в переводе «Город дорог»). Добавим, что именно в Страсбурге ювелир Иоганн Генсфляйш цур Ладен цум Гутенберг (нем. Johannes Gensfleisch zur Laden zum Gutenberg; 1397-1468) в 1439 году напечатал первую Библию – и тем самым открыл новую страницу в истории человечества.
Но главное для нас то, что Страсбург – родина первой украшенной рождественской ели.
В лесу родилась елочка…
Исконная эльзасская традиция ставить у себя и наряжать рождественскую елку уходит глубоко корнями в церковную летопись сотворения мира, напоминает о яблоках Гипербореи, о священном дубе скандинавского бога Одина и о библейском райском древе.
Легенда гласит, что первым принес елку в свой дом Мартин Лютер. Было это в 1513 году – ровно 500 лет назад! Шел тогда в рождественский Сочельник основатель протестантизма к себе домой, да и загляделся на небо с искрами звезд. Взглянул он и на придорожную ель, усыпанную снежинками. И показалось ему, будто осыпана ель яркими звездочками небесными. Срубил тогда Лютер стройную зеленую елочку под самый корешок, принес домой, да и украсил свечками, яблоками и звездочками, которые собственноручно вырезал из золотой бумаги. Мартин Лютер предложил считать рождественскую ель символом Древа жизни в Эдемском саду. С тех пор приходят нарядные рождественские елочки на праздник, принося много-много радости взрослым и детишкам.
В 1521 году в эльзасском городе Селестà (Selestat) был подписан муниципальный указ, позволяющий лесникам выбирать и срубать горные ели для рождественской вечери. Вскоре обычай распространился по всему Эльзасу. Первое письменное упоминание об украшенной рождественской ели относится к 1605 г. Тогда местные жители установили такую ель к Рождеству в здании Торговой палаты Страсбурга, который был тогда еще немецким.
Символ Эльзаса – его кухня
И в эти предпраздничные недели хотелось бы преподнести читателям в подарок главный рецепт эльзасской кухни – несравненный Рождественский шукрут!!! Говоря языком смиренной прозы, шукрут – это попросту свинина и копчености с картофелем и кислой капустой. Но сколько умения вкладывается в его приготовление!
Для начала – ингредиенты:
• свиная грудинка – 400 г,
• свиная рулька – 400 г,
• копченые свиные ребрышки – 400 г,
• охотничьи колбаски и сосиски – 300 г,
• квашеная капуста – 700-750 г,
• морковка среднего размера – 8 шт.,
• сельдерей – 2 шт.,
• корень сельдерея – 1 шт.,
• луковица – 2 шт.,
• чеснок – 4 зубчика,
• яблоко кислое – 1 шт.,
• черный перец – ½ ч. л.,
• душистый перец – 1 ч. л.,
• ягоды можжевельника – ½ ч. л.,
• гвоздика – ½ ч. л.,
• лавровый лист – 4 шт.,
• наконец, рислинг, а лучше шампанское – 1 стакан.Приготовление
Этап 1. Тщательно промоем рульку и ребрышки. Кладем в большую кастрюлю. Заливаем водой и доводим до кипения. Добавляем 1 целую луковицу, 4 зубчика чеснока, крупно нарубленные 4 морковки и корень сельдерея, 2 лавровых листочка, ½ чайной ложки душистого перца и соль по вкусу. Два часа варим на маленьком огне. Сливаем и процеживаем бульон. Снимаем мясо с ребрышек, кости выбрасываем, а мясо и рульку отложили в сторону. Уварим бульон в три раза (чтобы осталось около 1,5 — 2 стаканов жидкости).
Этап 2. Грудинку нарежем ломтиками толщиной около 1 см, луковицу режем мелко, а яблоко – крупно. В той же самой кастрюле, где варился бульон, на двух столовых ложках растительного масла обжарим грудинку с обеих сторон. Отложим в сторону. Охотничьи колбаски и сосиски, разрезанные пополам, быстро обжарим и отложим к грудинке.
Этап 3. Добавим 1 столовую ложку растительного масла и на небольшом огне пассеруем лук до прозрачности, добавляем вторую часть крупно нарезанной моркови и сельдерей. После чего добавляем яблоки и специи. Помешиваем пару минут, затем добавляем квашеную капусту и обжариваем все это еще минут пять.
Этап 4. Содержимое кастрюли разровняем, вольем бульон и шампанское так, чтобы полностью покрыть капусту. Сверху выложим мясное ассорти и придавим, чтобы копчености слегка погрузились в капусту.
Накроем кастрюлю крышкой и проварим на малом огне в течение 15 минут. Затем поставим в духовку, разогретую до 180 градусов, тушим в течение 2 часов.
Финальный этап. Подаем шукрут с отварным молодым картофелем либо с клецками.Приятного аппетита и счастливого Рождества – в Страсбурге!
В начале было яблоко…
Первоначально рождественское дерево украшали искусственными розами, облатками и особыми румяными зимними яблоками, которые именовались старонемецким словом Meyen. Эти ароматные и хрустящие плоды сегодня известны в Германии и Эльзасе под названием Christkindel Apfel («рождественские яблоки»). В Эльзасе их принято собирать в октябре и хранить до декабря-февраля.
Но в 1858 году от Р. Х. в Эльзасе царила лютая засуха, повлекшая за собой неурожай мейенских яблок. Тогда-то искусные стеклодувы из города Мезенталя (Лотарингия) и выдули первые стеклянные рождественские шары для украшения рождественского дерева.
Сначала елки наряжали лишь в домах богатых бюргеров и купцов, ибо елочные украшения стоили недешево. Искусные саксонские мастера выдували из стекла шары, а еще собственноручно вырезали из картона колокольчики, сердечки, шишки, ангелов, птиц, зверушек, которые потом раскрашивали яркими красками, покрывали блестками и позолотой. А с XV века елочные ветки опутала lametta – лионская золотая канитель, она же «дождик».
С середины XIX века рождественская елка из Эльзаса шагнула в Европу. Вечнозеленые пышные красавицы тогда появились в королевских дворах и дворцах знати Франции, Германии, Англии, Норвегии, Дании и России. Достоянием же простых людей елка стала лишь с конца позапрошлого столетия.
Сон в зимнюю ночь
С 1570 года и до наших дней с ноября по конец декабря Страсбург превращается в самую настоящую рождественскую сказку!
Преображение начинается 24 ноября. Но чем ближе к Рождеству, тем громче ликованье, тем лихорадочней ожиданье! Стремительно, не по дням, а по часам, подготовка набирает обороты – чтобы встретить величайший христианский праздник во всей елочной красе!
В эти предпраздничные недели на площади Клебер водружают гигантскую елку высотой более 26 метров (весом свыше 6 тонн!). Такое большое дерево можно найти лишь в савернских горных лесах. Однако и там по-настоящему пушистую героиню праздника не так легко найти. И чтобы сделать елку сказочно неотразимой, прибегают к некоторой доле «косметики»: на ствол привязывают ветки дополнительно – но это стр-р-рашная тайна!!!
Далее зеленую красавицу начинают наряжать: развешивают на ветвях гирлянды из 11 000 разноцветных фонариков, а еще – около 300 шаров – изделий эльзасских елочных дел мастеров. Каждый такой шарик тянет на 3-4 кг. Большинство синего цвета – это ведь цвет Европы и Европейского союза.
Но елка – не единственное и, осмелюсь сказать, не самое главное в рождественских празднованиях Страсбурга. Этот город славен прежде всего своими знаменитыми рождественскими ярмарками.
Ярмарка на площади
В Средние века под рождественский рынок страсбургский бургомистр выделял небольшую площадь Бройль –
недалеко от центра города. В наши дни в Страсбурге целых 13 рождественских базаров (Marchés de Noel), разбросанных по всему городу. Первый из них встречает приезжего уже на вокзале. И далее везде – от Вокзальной до Соборной площади, от одного рынка до другого, в сполохах иллюминации!
А как украшен сам город!!! Гирляндами увешаны не только центральные улицы, но и все проспекты, магазины, витрины, балконы. Каждый год самый нарядный балкон получает специальный приз мэрии.
Главный рождественский рынок, или «Базар Христа-младенца», раскинулся на площади перед входом в Кафедральный собор – самое высокое сооружение средневековой Европы. Фасад собора украшен сотнями прекрасных скульптур. Внутри монументальный орган. Этот собор – «чудо величия и изящества» – так назвал его Виктор Гюго.
На фасаде собора – несравненные астрономические часы XVI века с движущимися фигурками. Перед часами небесный глобус, показывающий ежедневное движение звезд. С его помощью можно в любое время видеть, какие звезды стоят над Страсбургом.
Каждый день в 12.30 фигуры на часах оживают. Один ангел звонит в колокольчик, другой переворачивает песочные часы, «Четыре возраста жизни» поочередно проходят перед Смертью. Выходит Иисус Христос, появляются, склоняясь перед его ликом, двенадцать апостолов. Кукарекает и хлопает крыльями петух, возвещая об отречении Петра. Иисус трижды благословляет фигурки апостолов, а затем поворачивается с благословением к присутствующим. Завершают шествие античные боги – символы дней недели.
Знаменитый рынок на Соборной площади протестантская церковь в XV веке чуть было не упразднила – сочтя «чересчур католическим». Однако в конечном счете отцы-реформаторы сменили гнев на милость. Лишь потребовали, чтобы «Klausenmärik» (рынок св. Николая) сменил название и стал Christkindelsmarik («рынком Христа-младенца»). Что ж, как говорится, рынок стоит мессы!
Торговый «рай в шалаше»
На 13 ярмарочных страсбургских площадях разместились свыше 300 расписных деревянных рождественских «шале» – проще говоря, «шалашиков».
Чем только в шалашиках не торгуют! Здесь елочные украшения, игрушки – деревянные, стеклянные, шитые, литые, щелкунчики, гномики, снеговички, фигурные расписные свечи в виде зайчат, медвежат, аистят.
Аисты в Эльзасе совсем было повывелись. И вот в наши дни популяцию чудесных птиц, приносящих счастье и детей, чудом возродили орнитологи эльзасского Природоохранного ведомства. Ныне живые аисты вновь, как встарь, красуются на страсбургских каминных трубах, а ватные стали эмблемой Рождества: белое оперенье, красные клювы и лапы делают аистов похожими на Санта-Клаусов в птичьем обличье!
А еще здесь – груды сластей и лакомств, зачастую с 400-летней биографией. Это особая рождественская снедь: «яблоки любви» в карамели, шоколаде, сладкие вафли, пряники, пончики «мённеле» (männele), пироги «штолле» (stolle) – тот самый онегинский «Страсбурга пирог нетленный». Ну и, конечно, неповторимый страсбургский глинтвейн, восхитительный, ароматный, из горячего вина с корицей, травами и фруктами – всего не перечесть и не перепробовать!
***
Ясно, что в предновогодние недели все дороги Эльзаса ведут в его столицу, носящую у французов титул «колыбель Рождества». Этот светлый праздник, проводимый в Столице Европы, распространяет на весь мир ореол терпимости и гуманизма.