Музыкальные коды городов
Красота и гармония городов связана не только с архитектурой, местным ландшафтом и географическим расположением, но и внутренним духом, историей, культурой. Для меня очень важна музыкальная составляющая, которая включает в себя творчество композиторов, живших в этих городах, легендарные концертные залы и клубы, музыкальные магазины и даже игру уличных музыкантов. Часто это простой и всеми понятный выбор: Венеция – Вивальди, Зальцбург – молодой Моцарт, но существует и более сложное сочетание разных, в том числе очень личных, историй и опытов.
В уютном Цюрихе мне больше запомнилась не местная опера Opernhaus или концертный зал с потрясающей акустикой Tonhalle Zürich, а фестиваль уличных духовых оркестров, где я оказался совершенно случайно. Яркое и такое необычное мероприятие для спокойного и немного чопорного города. Удивительные костюмы музыкантов на фоне банковских вывесок, внезапно возникающая какофония, когда из узких улиц навстречу друг другу двигаются разные команды музыкантов. Живой звук и непосредственность участников нашли больший отклик, чем прекрасный концерт в Tonhalle, который я посетил днём раньше.
Надолго остаются в памяти и вполне традиционные музыкальные мероприятия. В Вене всегда с огромным удовольствием посещаю «золотой зал» Musikverein Общества любителей музыки (Gesellschaft der Musikfreunde), где каждый год проходит Новогодний концерт Венского филармонического оркестра. Его транслируют 1 января по всему миру. Особая аура зала оказывает потрясающее влияние на слушателей, плюс великолепная акустика и архитектура. Но Вена – это не только «золотой зал», это огромный удивительный мир. Хотя я всегда привожу из поездки увесистую стопку винила и компакт дисков с записями музыки Гайдна, Моцарта и Бетховена, но я не хожу по городу в наушниках, из которых льётся только венская классика.
Было бы слишком банально, если б в Вене мы слушали только вальсы Штрауса, в Мадриде – фламенко, а в Лиссабоне ходили только на концерты фадо. Просто довольно часто та или иная музыка становится своеобразным культурным кодом города, и его уже сложно представить без музыки того или иного композитора. Так Венеция прочно ассоциируется с музыкой Вивальди. И, возможно, тут не следует быть излишне оригинальным.
Во время своей последней поездки в Будапешт, гуляя по старой Буде, я посетил Музей истории музыки, расположенный в доме Белы Бартока, и уже вечером приобрёл несколько пластинок с его произведениями 70-х годов прошлого века на местной фирме Hungaroton. Атмосферу поездке добавил гала-концерт Международного конкурса пианистов Ференца Листа в одноимённой академии. К сожалению, я не успел послушать местный цыганский джаз и не дошёл до одного винилового магазина рядом с местной синагогой… Но это ещё один повод вновь приехать в прекрасный город.
Не так давно в Ярославле мною был обнаружен один из самых необычных и очень уютных музеев музыки. Называется он «Музей музыки и времени». Только там можно узнать про секреты колокольчиков на русских тройках. А какое там собрание старых патефонов и граммофонов! Очень рекомендую при случае посетить. А вот Дом-музей Эдварда Грига в Бергене (Норвегия) запомнился красивым видом, открывающимся на озеро.
Каждый выбирает свою музыку и совсем не обязательно, что она должна быть связана с композитором или исполнителем, который жил и творил в конкретном городе. Выбирайте свои маршруты, приезжая в новые места. У меня есть такие во многих городах: в Лондоне – это пешеходная прогулка от виниловых магазинчиков в Сохо в Ноттинг-Хилл и затем чуть дальше до Портобелло; в Праге много мистических и очень музыкальных мест, связанных не с покупкой музыкальных носителей или посещением концертов, а скорее с каким-то внутренним ритмом этого замечательного города. Каждый город имеет свой музыкальный код, и счастье, что он для каждого уникален. Это оставляет нам огромное пространство для фантазии и просто хорошего настроения.