ИнтервьюСтиль жизни

Chris Moore. В погоне за ракурсом

Крис Мур (Chris Moore) – легенда в мире фэшн-фотографии

Начав работать в 1954 году ассистентом в Vogue Studios, с середины 60-х он бессменно работает на всех самых крупных мировых шоу. Линзы его фотоаппарата видели рождение прет-а-порте, запечатлели эпоху супермоделей и стали свидетелями самых ярких показов Ив Сен-Лорана, Джона Гальяно и Александра Маккуина. Итог своего более чем 60-летнего путешествия в мире моды фотограф подвёл в книге Catwalking, где собраны самые значимые моменты, определившие лицо современного подиума. Книга, которая вышла в свет 6 ноября, написана совместно с известным критиком моды Александром Фьюри (Alexander Fury) и включает более 400 иллюстраций. Известный фотограф согласился пообщаться со мной в своём доме на севере Лондона, где он встретил меня со своей молодой красавицей-женой Максин. Мы поднимаемся в гостиную, больше напоминающую музейную комнату, где он мне рассказывает о картинах, написанных его сыном – художником Майклом Муром – и терпеливо объясняет, как пользоваться старинным стереоскопом. Глядя на этого подтянутого мужчину в круглых очках и модном свитере, трудно поверить, что ему 83. Хотя чего ещё ждать от человека, который, как никто другой, в курсе всех модных тенденций?

Photo by Egor Piskov

 

– Крис, за всё это время, что вы работаете в мире моды, как изменилась ваша профессия?

– Не изменилась, а, скорее, я бы сказал, эволюционировала. Сначала фото были только чёрно-белыми – это то, что в 60-х издания заказывали. В первый раз коллекцию я поехал снимать в Париж, тогда фотографам не особенно разрешалось снимать шоу, дома моды пытались сохранить эксклюзивность и боялись, что мы растиражируем их драгоценные идеи прежде, чем они успеют их продать. Но потом появилось понятие прет-а-порте, и отношение к фотографам в корне изменилось – мы стали желанными гостями на всех показах. А потом и дома моды тоже стали нас приглашать, потому что поняли, что без этого они далеко не уедут. Вот тогда, можно сказать, и появилось понятие модного показа и подиума в современном его представлении. И также к тому времени все стали работать в цвете.

Photo by Chris Moore / catwalking.com

– Ну, и техника наверняка тоже стала другой?

– Да, безусловно. Короткие линзы хорошо работали с близкого расстояния, а это означало, что мы сидели прямо между зрителями и моделями, то есть мешали им смотреть шоу. На первом ряду сидели обычно самые важные персоны, а наш брат-фотограф всё время прыгал у них перед носом, охотясь за моделями. В общем, они сильно возмущались, и, чтобы их задобрить, нас, фотографов, передвинули в конец подиума. Это только нам на руку сыграло, потому что так можно было снимать с намного более выигрышного ракурса. Ну и потом автофокус тоже был большим шагом вперед. А после этого стали снимать цветные негативы, с которых можно было печатать и цветные, и чёрно-белые фото. И в конце концов цифровая фотография – просто замечательное изобретение.

Photo by Chris Moore / catwalking.com

– А отношение к фотографам как-то поменялось?

– Мне кажется, в 80-е специально нагнеталась истерия вокруг показов, людей обычно долго не впускали в зал, и до самого последнего момента ты не знал, пройдешь ли. Это был такой массовый эксперимент по нагнетанию истерии, но и к этому тоже можно привыкнуть. Я помню, на одном показе мне так это надоело, что я повернулся спиной к охранникам и таким образом вошёл в зал, и никто меня не остановил. То есть получается, что если человек повёрнут к тебе лицом, то ему проще отказать.

Photo by Chris Moore / catwalking.com

– Вы были на стольких шоу! Какие больше всего запомнились?

– Их было так много, сложно выбрать, легче назвать дизайнеров. С Жан-Полем Готье связано много воспоминаний, Кристианом Лакруа, который неожиданно взлетел, и на его шоу все стали ломиться… Запомнилась Рей Кавакубо из «Ком де Гарсон», которой я восхищаюсь и всегда был счастлив снимать её показы. Ну, и, конечно, британцы: Том Браун (фото с его показа на обложке книги, у него всегда были новаторские идеи), Хуссейн Чалаян (его показы в театре Sadler’s Wells были просто незабываемы) и Александр Маккуин. Я помню один из его показов, по-моему, последний при его жизни, его ещё тогда в Интернете в прямом эфире транслировали. Задник подиума представлял собой огромный экран, а фотографировали моделей камеры, установленные на роботах. И атмосфера была какая-то особенно праздничная и тёплая, я это очень отчётливо помню.

Photo by Chris Moore / catwalking.com

– По какому принципу вы отбирали фотографии для своей книги?

– Вообще задача была не из лёгких, у нас ведь огромный архив. Мы отбирали, отбирали, и всё равно получилось намного больше, чем нужно. Мы с Максин старались не просто сделать книгу из красивых фотографий, а передать ощущение, атмосферу показа и вообще мира моды. Ну и подсознательно мы, наверное, просто отбирали фото, которые нам нравятся.

Photo by Chris Moore / catwalking.com

– Когда вы фотографируете, на что в первую очередь обращаете внимание?

– На позицию, или «спот», как мы, фотографы, это называем, и обязательно свет. Нужно быть готовым нажать на кнопку в любой момент, и чем чаще, тем лучше. Цифровая фотография изменила нашу жизнь к лучшему – теперь не надо перезаряжать аппарат. Обычно это происходило в самый неподходящий момент: ты обязательно что-нибудь пропускал. А сейчас снял показ – и всё, работа сделана.

Photo by Chris Moore / catwalking.com

– Так что же, совсем не скучаете по целлулоиду?

– Нет, почему? Вот недавно я взял в руки фотоаппарат Leica, снимал свою семью на пляже, правда, это было для себя. И рад был, что это сделал, а то я уже давно не работал с плёнкой. Только вот когда решил напечатать фото, в Tesco мне сказали, что ждать нужно целую неделю, что меня сильно удивило. Когда-то фотографы сами свои фото печатали. Тёмная комната, проявитель и закрепитель… Помню этот резкий запах. На самом деле, скучаю по этим временам, было всё-таки здорово. Думаю, надо бы к этому вернуться, у меня до сих пор увеличители сохранились, нужно только время найти.

Photo by Chris Moore / catwalking.com

– Какой будет ваш главный совет молодым фотографам?

– Не сдаваться. Потому что иногда всё кажется безнадёжным, особенно сейчас, когда с работой становится всё сложнее и сложнее. Теперь ведь каждый может фотографировать и считать себя фотографом, у всех есть в мобильнике камера.

– Это то, что помогло и вам так долго продержаться в профессии?

– Я уже собираюсь на пенсию, если честно. Мне 83, и я себя больше представляю в своём саду, например, чем на показе с фотоаппаратом в руках. Но это как зараза, которая тебе под кожу проникает. Даже не знаю, что это такое. Привычка, может быть… Уже столько лет я снимаю мужские коллекции, потом показы готовой одежды, потом кутюр, это всё равно как картошку собирать, только вместо поля ты идёшь на показ, а урожай – это твои фотографии.

 

Автор: Юлия Калантарова