Cartier – неизменный арбитр изящества
Об истории Дома Cartier, основанном в 1847 году Луи-Франсуа Картье, ювелиром и мастером часового дела, рассказывает в интервью Алэн Картье, потомок в пятом поколении великой династии Cartier. На рубеже XX века фирма Cartier прославилась как «ювелир королей и король ювелиров». Рядом с логотипом Cartier красовались гербы английской, испанской и португальской корон, российского императора, короля и королевы Греции, короля Сиама, которые являлись гарантом эксклюзивности и качества этого ювелирного дома.
– Часы Cartier, украшающие запястье их счастливого обладателя, несомненно, являются признаком статуса, элегантности и принадлежности к определённому классу. Но, как и многие другие предметы нашей повседневной жизни, которые по сути служат выполнению определённой функции, они ускользали из поля моего зрения до того момента, как мы с тобой обсудили различные модели Cartier и историю их создания. Вы упомянули, что ваш дед Луи Картье в 1904 году придумал самые первые в мире мужские наручные часы. Таким образом, часы Santos, будучи не только классической и очень успешной моделью, также обладают привилегией быть первыми в истории мужскими наручными часами. Расскажите, пожалуйста, как у Луи Картье появилась идея их создания.
– Утверждая, что первые мужские наручные часы были изобретены моим дедом Луи Картье для своего друга Альберто Сантос-Дюмона в 1904 году, необходимо окунуться в историю часового дела, чтобы подтвердить или опровергнуть это заявление. Женские часы-кулоны еще в XIX веке преобразовали в часы-подвески на браслетах. На рубеже XX столетия мужчины носили свои часы в карманах пиджаков или жилетов. Их подвешивали на конец брелока или цепочки и прикрепляли к петле для пуговицы иногда вместе с другими мелкими предметами – перочинным ножом, декоративной коробочкой для спичек и портсигаром. Таким образом, чтобы узнать время, приходилось вынимать часы из кармана. Пионеру авиации Альберто Сантос-Дюмону было необходимо держать обе руки на штурвале своего самолёта. Именно поэтому он попросил моего деда Луи найти решение этой проблемы. Так Луи Картье пришёл к идее создания той самой модели Santos, довольно миниатюрной по сегодняшним меркам. При этом карманные часы отнюдь не вышли из моды. Много прекрасных моделей карманных часов появилось в 20-е годы и выпускалось Cartier вплоть до 60-х.
– Говоря о часах Cartier, мы не можем не упомянуть модель Tank, которая и по сей день является самой желанной, престижной и, наверное, самой копируемой моделью наручных часов всех времён. Её можно было заметить украшающей запястья членов королевских семей, например, принцессы Дианы, а также первых леди, например, Джеки Кеннеди и многих других знаменитостей. Расскажите, пожалуйста, откуда появилась идея такой формы часов. В самом начале производство модели Tank было эксклюзивным – всего лишь 6 часов в год. Кто были покупатели самых первых Tank? Сохранились ли оригинальные часы из первого выпуска?
– Идея именно такой формы возникла после того, как мой дед увидел танк с высоты птичьего полёта во время Первой мировой войны. Часы Tank Normale были спроектированы в 1917 году, и мужская модель была запущена в производство в 1919 году. Женские Tank появились, как мне кажется, в 20-х. Они меньше по размеру.
Я не знаю владельцев оригинальных Tank, но фирма Cartier утверждает, что генералу Першингу, командующему американскими войсками в Европе во время Первой мировой войны, были вручены одни из этих оригинальных часов.
– Поступали ли какие-то заказы от Российского Императорского Дома фирме Cartier?
– Нет, но император и императрица приобрели несколько небольших вещиц в 1907 году у Чейруза, представителя Cartier, который прибыл с визитом в Россию. Это объясняется тем, что императорская чета отдавала предпочтение российским ювелирным домам.
– Расскажите, пожалуйста, немного об истории потрясающей тиары Halo, которая украшала голову герцогини Кембриджской во время её свадьбы с принцем Уильямом в 2011 году.
– Она была сделана в 1936 году для Лондонского магазина Cartier и была приобретена герцогом Йоркским в ноябре того же года, всего за несколько недель до того, как он стал королём Георгом VI. Впервые эта тиара украсила голову королевы-матери Елизаветы. В 1944 году она передала её своей дочери принцессе Елизавете в подарок к её 18-летию. За время своего правления Королева Елизавета много раз предоставляла тиару в пользование членам королевской семьи, в частности, своей сестре Принцессе Маргарет и её дочери Принцессе Анне.
– Расскажите, пожалуйста, историю потрясающего особняка Cartier на 5-ой авеню в Нью-Йорке.
– Промышленник Уильям К. Вандербильт продал землю по адресу 653, 5-ая авеню Мортону Планту в 1901 году. Мистер Плант закончил строительство особняка в стиле неоренессанс в 1905 году. Так как богатые люди постепенно обосновывались в районе аптауна на Манхеттене, в 1916 году Пьер Картье, основатель лондонского и нью-йоркского бутиков Cartier, арендовал этот особняк.
Молодая жена Планта Мэйзи увидела жемчужное ожерелье, состоящее из трех ниток жемчуга, стоимостью в 1,5 миллиона долларов в витрине магазина Cartier. Жемчужины для создания этого ожерелья Сartier cобирали на протяжении нескольких лет. Самая крупная жемчужина была размером 17 миллиметров в диаметре. Mэйзи очень понравилось это ожерелье, а Мортон Плант сильно любил свою молодую жену. Сartier же в свою очередь планировали расширение своего бизнеса в Америке. В итоге в 1917 году Пьер Картье и Мортон Плант договорились об обмене жемчужного ожерелья плюс 100 долларов на землю и особняк Планта на 5-ом авеню.
После падения финансового рынка в 1929 году, последовавшей за этим депрессией и появления искусственно выращенного жемчуга, стоимость натурального жемчуга резко упала. После смерти мадам Плант ожерелье, к тому моменту разделенное на два отдельных украшения, было продано на аукционе в Нью-Йорке в 1957 году всего за 165 000 долларов.
– Давайте поговорим отдельно о некоторых изделиях Cartier более подробно. Какой смысл заложен в птицах-брошах 40-х годов?
– Голубо-бело-красная фигурка птицы в золотой клетке, которая была сделана около 1940 года, символизирует оккупированную Францию тех лет. В 1944 году она трансформировалась в птицу, вылетевшую из клетки, что, в свою очередь, символизировало освобождённую Францию. Птицы-броши появились в 40-х и производились вплоть до 60-х. Они были любимой темой Жанны Туссэн наряду с другими представителями животного мира, например, пантерами. Жанна Туссэн была главой ювелирного департамента с 1933 года и до её ухода на пенсию около 1970 года.
– Как вы однажды отметили, стиль арт-деко стал практически синонимом стиля фирмы Cartier. Например, редкие часы из коллекции Музея декоративного искусства в Лувре. Расскажи, пожалуйста, поподробнее о влиянии стиля арт-деко на работы Cartier.
– На это повлияло много факторов (прим. автора): буйство контрастных красок, которое наблюдалось в Ballet Russes, начиная с 1909 года, а также преобладание экзотики в балетных тематиках, мода на экзотические культуры в музейных выставках Парижа, раскопки гробницы Тутанхамона и тематические светские балы. Геометрия стиля арт-деко хорошо сочеталась с геометрической огранкой драгоценных камней.
– Cерия Tutti Frutti – это культовое произведение Cartier. Что повлияло на её развитие?
– Сartier производил огранку и гравировку листьев и птиц на рубинах, изумрудах и сапфирах в Индии, где это было дешевле. После этого они импортировались в Париж и Лондон для создания законченных ювелирных изделий.
– У вас есть любимое изделие Cartier?
– Да, Portico, Mystery clock (часы с загадкой) – специализация Cartier. Они большого размера (35 сантиметров). Это красивый и функциональный предмет искусства, выполненный в восточном стиле с элементами европейского дизайна, необычная интерпретация стиля XIX века. Фигурка наверху добавляет элемент духовного или животного мира. Например, фигурка Пеликена, Будды, Химеры или Китайского льва.
– С вашей точки зрения, на каком уровне находится ювелирное мастерство сегодня?
– Что касается ювелирного дела, современное мастерство на должном уровне. Нам может нравиться или не нравиться дизайн, это вопрос вкуса. Сложность заключается в том, что на данный момент не существует общей стилистики, которая задавала бы тон и контекст при создании предметов ювелирного искусства. К примеру, как это было со стилем Garland (Гирлянды), который доминировал в ювелирном деле в Эдвардианскую эпоху или, как её ещё называют, Belle Epoque (Эпоху прекрасного), или со стилями арт-нуво или арт-деко, которые доминировали во всем декоративном искусстве с 1895 по 1915 год, а также в мирный период между Первой и Второй мировыми войнами.
Автор: Лана Иванюхина
Art & Luxury Goods Consultant, based in London