Ай Вэйвэй. «Человеческий поток»
“When there is nowhere to go, nowhere is home”
Ай Вэйвэй – эпатажный современный китайский художник-диссидент, архитектор и политический активист, который открыто критикует позицию китайского правительства в отношении демократии и прав человека. Подвергшись многочисленным репрессиям на Родине, в 2014 году Вэйвэй уехал жить в Германию. Впечатления, приобретённые от двух лет работы в лагерях беженцев, отразились в масштабных арт-объектах, которые художник демонстрирует по всему миру. Его усилия направлены на то, чтобы привлечь внимание к тем, кто живёт в нищете и угнетении, и, возможно, не имеет права голоса.
По версии журнала «Time», Ай Вэйвэй занимает 24-ю строчку в списке самых влиятельных людей мира.
Ай Вэйвэй одним из первых современных художников стал широко использовать социальные сети – Instagram and Twitter – в качестве основного средства массовой информации.
В мае 2011 года Королевской академией Великобритании Ай Вэйвэю был присвоен титул «Почётного академика», а в конце января 2018 в Берлине, в центре Alte Münze Migration Hub, вручена награда Ion Rațiu Democracy Award за вклад в развитие демократических свобод в мире.
Новый документальный фильм Ай Вэйвэя «Человеческий поток» (Human Flow), вошедший в конкурсную программу Венецианского фестиваля, призывает взглянуть на миграцию не как на мировую проблему, а через призму человеческих отношений. Как активист, китайский оппозиционер обращает своё внимание на нарушение прав человека в мировом масштабе; как художник-концептуалист – расширяет рамки искусства, включая новые формы социального участия. «Человеческий поток» – мощное визуальное выражение массовой миграции людей по всему миру.
– Почему вы решили снять фильм о миграции?
– Меня давно чисто по-человечески волнует тема миграции. Более 65 миллионов человек во всём мире были вынуждены покинуть свои дома, чтобы избежать голода, спасаясь от природных катаклизмов и войн за период, прошедший со Второй мировой войны. Я попытался показать общее положение беженцев в мире, рассказать о глобальной проблеме. Но это не проблема мигрантов – люди испокон веков переезжали с места на место в поиске лучшего места обитания. Я не сужу в фильме, что правильно, что неправильно. Моей задачей было показать жизнь людей, по той или иной причине вынужденных оставить свои дома, красоту этих людей, а главное то, что они такие же, как мы: любят, страдают, волнуются за своих детей, хотят мира и благополучия. В фильме нет ни прошлого, ни будущего – показан данный конкретный момент. Мы постарались всесторонне продемонстрировать разные точки зрения на сложившуюся ситуацию.
– В процессе съёмок было проведено более 150 интервью. Всегда ли люди открыто шли на общение?
– Мы снимали этот фильм в течение шести месяцев, беспрерывно переезжая из страны в страну. Из одного лагеря беженцев в другой. Съёмки проходили в 23 странах, где мы посетили около 30 лагерей беженцев. Съёмочная группа побывала в Афганистане, Турции, Ливане, Иордании, Франции, Германии, Греции на острове Лесбос, в Ираке, Мексике и многих других странах; взяли интервью у более чем 150 человек. И не только у мигрантов, которые каждый день сталкиваются с огромными трудностями, но и у врачей, представителей религиозных конфессий, политиков. Официальные представители ряда стран отказали нам в просьбе о встрече, но люди чаще легко шли на контакт. Я преклоняюсь перед этими людьми – они очень смелые. Они выбрали нелёгкий путь отчаянного поиска безопасности, убежища и справедливости в надежде на лучшее будущее и лучшее образование для своих детей, лучшего места для своих семей.
– Какой, на ваш взгляд, самый яркий момент фильма?
– Безусловно, когда женщина-беженка говорит: «Пусть сюда придёт политик и проведёт хотя бы одну ночь в лагере, чтобы на себе почувствовать все прелести». Нашему обществу необходимо отказаться от изоляции этих людей и выбрать путь открытости, свободы и уважения к человеку.
– Во всём мире Ай Вэйвэя знают как художника и архитектора. Производство фильмов – довольно новая роль для вас. Как вы видите своё будущее в этом жанре?
– Это не просто фильм – это остросоциальная картина. Весь проект был осуществлён в партнёрстве с правозащитными организациями. Хотя в нём нет осуждения или каких-то моих личных выводов, он призывает зрителя самому сделать вывод. Моя же задача – показать как бы со стороны, без комментариев, ситуацию наиболее правдиво. Сейчас медиа почти не показывают правды. Но правда тоже ведь разная. И моё видение – только одна из составляющих общей картины реальности. Создание этого фильма стало для меня самого своеобразным образовательным процессом. В том числе и в отношении правды. Для меня, как для художника, которому долгое время приходилось работать в сложной ситуации, многое открылось в процессе съёмок. Соблюдение прав человека – это проблема не только Китая. Это международная проблема.
Я родился в Китае в очень сложное время и видел много несправедливости властей, в том числе по отношению к моей семье. Мой отец был репрессирован, и ему почти 20 лет не разрешали печататься. Он был великим мыслителем и поэтом. Уехав в Америку, прожив там 12 лет, и вернувшись в родной Китай в 1993 году, я особенно остро стал относиться к соблюдению прав граждан. Я не смог принять этого общества. Мои арт-проекты часто имели политический контекст, из-за чего мне не раз приходилось сталкиваться с несправедливостью китайской государственной системы, и в конце концов я вынужден был уехать из страны. После арт-проектов я решил попробовать себя в новом виде творчества. Почему бы и нет? Кино – очень мощное оружие. Думаю, мне есть что сказать в этом жанре.
– Как вы думаете, после просмотра фильма у зрителя может поменяться отношение к такой важной теме?
– У меня совершенно нет цели поменять точку зрения других людей. Для меня главное, как изменюсь я сам. Мне важно быть честным и цельным. Я не только хочу, но и должен узнать правду, чтобы сформировать своё собственное мнение. Это касается любой ситуации. У нас у всех только одна жизнь, и надо быть правдивым со своими эмоциями и своим видением мира. Don’t waste your life! Каждый из нас, независимо от того бедный он или богатый, – часть мирового сообщества. К огромному сожалению, не слишком правдивого. Конечно же, я буду рад, если моя работа поможет кому-то изменить своё отношение к проблеме миграции.
– Вам тоже, как и героям фильма, пришлось покинуть свою страну. Чувствуете ли вы себя в Берлине дома?
– Германия очень тепло приняла меня. Здесь моя студия. Я могу работать и развиваться, читать лекции в университете. За это я безмерно благодарен этой стране. В Берлине живёт много разных национальностей, но мы, китайцы, всегда говорим: «Чтобы достичь цели, надо приложить усилие».
Попробуйте изменить мир, если это в ваших силах, приложите усилия… Мы можем объединить наши усилия и направить их на то, чтобы во всём мире соблюдались права человека. Соблюдение прав каждого конкретного человека должно стать главной задачей современного общества, независимо от географии. Будь то Африка, Азия, Ближний Восток, Европа или Америка.
Photo courtesy of Amazon Studios
* * *
Наиболее запомнившиеся работы Ай Вэйвэя
Особенным творчество Ай Вэйвэя делает использование им традиционных китайских техник совместно с концептуальными приёмами, характерными для американского и европейского искусства XX века. Он часто обращается в своём творчестве к элементам традиционной китайской культуры, в провокационной манере применяя национальный символизм.
1995 – Dropping a Han Dynasty Urn
Перфоманс, в котором художник запечатлел на трёх фотографиях, как, выскальзывая из его рук, разбивается на куски древний артефакт – двухтысячелетняя китайская ваза династии Хань. Время правления династии Хань (206 г. до н.э. – 220 н.э.) считается одним из главных периодов китайской цивилизации, и преднамеренное уничтожение культовой формы той эпохи «во имя искусства» стало яркой демонстрацией отношения сторонников культурной революции к историческому наследию Китая.
2010 – Sunflower Seeds
Одна из самых известных работ художника – инсталляция «Семена подсолнуха», которая разместилась в лондонской галерее современного искусства Tate Modern. Пол турбинного зала был устлан толстым слоем фарфоровых семечек, каждую из которых делали и расписывали вручную в китайских художественных мастерских. Над 100 миллионами семечек трудились 1600 китайских рабочих. Смысл данной инсталляции – показать, что, если весь китайский народ сплотится вместе, он может
свергнуть Коммунистическую партию Китая. А так же это аллюзия на рентабельность массового производства в Китае за счёт дешёвой рабочей силы.
2013 – Chairs
Работа представляет собой что-то наподобие грандиозного взрыва, при котором в разные стороны устремляются 886 деревянных трёхногих табуреток. Такими на протяжении многих столетий пользовались жители Китая. Они изготавливались вручную и были неотъемлемой частью каждого дома. Сейчас их заменили безликие штампованные стулья из пластика и металла. Художник, создав эту масштабную конструкцию из аутентичных старинных и никому не нужных предметов мебели, хотел продемонстрировать свой протест против банального суррогата массового производства.