Флорида. Край аллигаторов и олигархов
Полуостров Флорида в юго-восточном «подбрюшье» Соединенных Штатов – самое любимое место отдыха американцев. Свое название – Ла Флорида (что означает «Земля цветов») – он получил в 1513-м от испанского конкистадора Хуана Лакуты. Полуостров невелик – миль 400 в длину и с сотню в ширину, но нет, наверное, на Земле человека, который не знал бы о его существовании и не мечтал бы хоть разок на нем побывать, настолько он привлекателен. Причем привлекателен для всех слоев общества – от людей среднего достатка до самых зажиточных и искушенных.
Считается, что это самый солнечный штат США, с чем лично я, как житель Калифорнии, не могу согласиться. Мне, например, кажется, что солнечнее и суше нашего штата в Америке вообще места нет. Другое дело, что на Флориде климат влажный, субтропический, с переходом в тропический. Хорошо хоть, что роль веера или опахала там берут на себя морские бризы, овевающие полуостров с трех сторон – у его восточных берегов плещется Атлантический океан, а с юго-запада – Мексиканский залив. Преимущество «Земли цветов» перед Золотым штатом (с его весьма прохладным за счет холодных течений Тихим океаном) еще и в том, что вода там ласковая, теплая, а значит, всегда есть куда сбежать от жары.
На Флориде нет гор, практически одна сплошная, полузатопленная низина – «столешница», как обозвал ее кто-то из наших друзей. К тому же столешница, прогнувшаяся по центру и с южного края, отчего на ней и образовались обширные болота. Зато ее сильно изрезанные берега с бесчисленными наносными островами представляют собой один нескончаемый великолепный пляж (не считая южных необитаемых земель), поделенный на частные секторы с парками и зонами отдыха и застроенный огромным количеством отелей на любой карман и вкус. Но есть и «дикие» пляжи, безлюдные, где вполне можно уединиться от цивильной суеты и просто наслаждаться общением с природой.
Песок на пляжах в основном белый, рассыпчатый, мягкий и не обжигающий ступни, поскольку он не раскаляется на солнце. Если восточные берега больше подходят для активного молодежного отдыха, включая лучший серфинг в Атлантике, то западные – для людей семейных и пенсионеров. Последние просто обожают отдыхать на Флориде. У них тут есть свои облюбованные места, пляжи и отели, где все ориентировано на их возраст и предпочтения. Море там теплее, волны слабее, а дно ближе.
Столица штата, его учебно-административно-деловой центр – город Таллахасси, населен студентами (их там тысяч 50), адвокатами и лоббистами. Но для отдыхающих и туристов он интереса не представляет. Другое дело Орландо – многоликий, суетный и веселый, до отказа напичканный удовольствиями на все вкусы и возрасты, за что и заслужил славу всемирного центра развлечений. Это самый большой город Флориды, разместившийся в центре полуострова, на берегу озера Эола.
А ведь не улыбнись ему Фортуна меньше полувека назад – в облике великого мультипликатора, – и, кто знает, так бы и остаться ему небольшим поселением у кромки болот. Тогда, в 1965-м (через 10 лет после открытия Диснейленда в Калифорнии), Уолт Дисней скупил к юго-западу от поселка Орландо гиблые земли по цене $100 за акр и начал строительство еще одного волшебного мира, на сей раз – для детей Восточного побережья США. Увы, сам он до открытия Всемирного центра отдыха Уолта Диснея (в 1971-м) не дожил.
Обретя мгновенную популярность, новый Disney World принимает в год до 30 млн. гостей. Его обслуживает больше 30 тысяч сотрудников центра. Все это дало мощный импульс для развития соседствующего с ним Орландо, который с тех пор растет как на дрожжах. Говорят, каждые сутки количество его жителей, давно перевалившее за миллион, увеличивается на тысячу человек.
Сегодня Disney World самый большой детский парк в мире. Он объединил семь парков, четыре из которых тематические: «Волшебное королевство», «Парк Эпкот», «Королевство животных», MGM–Studios (павильоны–аттракционы киностудии MGM). Со временем к нему присоединились Universal Studios; Bush Gardens, зоопарк, аттракционы и шоу африканской тематики; аквапарк Wet ‘n World; парк «Острова приключений», спроектированный с участием Стивена Спилберга; «Город будущего» и так далее.
«Мир Диснея» настолько велик, что за один отпуск с ним не познакомишься. И настолько увлекателен, что, привозя сюда своих детей и внуков, мы, взрослые, забываем про собственный возраст и сами превращаемся в детей. Рассказывать о нем – непременно взахлеб – можно до бесконечности. Но лучше увидеть собственными глазами.
В 2010-м компании Warner Bros и Universal Orlando Resort открыли, как известно, еще один парк – «Волшебный мир Гарри Поттера» со сказочным замком-школой Хагвартс на искусственно созданной скале, с волшебными магазинами и барами заснеженной деревни Хогсмид, магическим экспрессом, перевозящим юных чернокнижников из одного измерения в другое. Голограммы персонажей, говорящие портреты, гремучая ива, теплица с кричащими мандрагорами и прочие, и прочие порождения неуемной фантазии Джоан К. Роулинг, оживленные кинематографом. Все воссоздано тщательно, добротно и с явным энтузиазмом.
Не только «Волшебный мир Гарри Поттера», весь Орландо – настоящая сказочная страна для детей и взрослых, где все придумано и продумано для их развлечений и удовольствий. И все же Флорида как-то автоматически ассоциируется и отождествляется в первую очередь с Майами, одним из самых модных курортов мира, хотя даже по количеству населения этот город раз в 5 уступает Орландо.
В первую очередь, наверное, потому, что он расположен на атлантическом побережье и являет собой олицетворение идеального курорта со всей его атрибутикой – от купания и дайвинга в теплом океане, прогулок на яхтах, катерах и гидроциклах, серфинга и водных лыж до бурлящей ночной жизни на берегу. Это тоже рай – для тех, кто любит отдыхать активно и динамично, но рай не придуманный, не бутафорский, а самый что ни на есть настоящий, органично связанный с океанской волной и звездным южным небом.
Майами славится фешенебельными отелями. Здесь строят и покупают особняки богатейшие люди планеты, кинозвезды и финансовые воротилы. Не отстают от них и наши соотечественники, те, что «вовремя преуспели», разумеется, считая для себя делом чести (и надежности) приобрести недвижимость во Флориде. А раньше всех, как я упоминала, облюбовали этот город пожилые американцы. Среди них было своего рода поветрие – выйти на пенсию, переселиться в Майами, чтобы провести здесь в беззаботной праздности остаток жизни. Отсюда одно из прозвищ города – «Приемная Бога».
Посетив проездом этот знойно-влажный рай, мы не успели заглянуть в его торгово-промышленную зону Greater Miami. И лишь издали полюбовались огромным курортом City of Miami Beach – растянувшиеся на 25 миль нескончаемые, сверкающие на солнце пляжи, обласканные и облизанные пенным прибоем. Мы спешили из порта воздушного в порт морской, Форт-Лодердейл. Нас ждало знакомство с Багамскими островами. Именно отсюда, из двух портов Майами, отправляются в круизы гигантские многоэтажные лайнеры – на Багамы, на Гаити, к Карибским островам, в Мексику и Центральную Америку.
Но не все ищут на Флориде коллективных развлечений. Есть и совсем иная, по численности небольшая, категория богатых людей, предпочитающих уединение и собственные хобби. Речь идет о единственном в своем роде «городе летчиков», «городе-аэропорте» – Спрус-Крик с ангарами вместо гаражей. На 1200 домов там приходится более 500 частных самолетов. Автомобили в городе никто не держит, не считая старинных, коллекционных. Ну может, еще электромобили. Главной улицей городу служит взлетно-посадочная полоса, на которой огромными буквами, чтобы с неба кто не позарился, начертано: «Частная». Самолет здесь основное средство передвижения. Слетал утром на работу – в Вашингтон, Нью-Йорк, Бостон и даже Лос-Анджелес, а вечером вернулся в свое отгородившееся от суетного мира убежище.
Рассказывая о Флориде, нельзя не упомянуть «космический пуп» Америки, рас-положившийся на одном из барьерных островов восточного побережья – космодром Мыс Канаверал им. Джона Кеннеди, или просто Мыс Кеннеди, откуда США на протяжении многих лет запускали на орбиту космические корабли и спутники и который был полностью открыт для посещений. Он состоит из трех юридически обособленных территорий: базы ВВС США на мысе Канаверал, Космического центра
им. Джона Кеннеди (KSC), принадлежащего НАСА, на соседнем острове Мерритт и космодрома Флорида.
За 30 дней до запуска шаттла любой мог посмотреть на него в стартовой позиции. Ради такого зрелища люди приезжали сюда со всей страны и со всего света – более 3 млн. человек в год. Но сейчас на мысе что-то перестраивается и меняется. И шаттлы оттуда больше не стартуют.
Лично меня поразил трогательный альянс очага наипередовой космической техники с обитателями дикой природы. Вся не занятая KSC часть Мерритта представляет собой заповедник, населенный огромным количеством перелетных птиц, наземных и морских животных – аллигаторов, черепах, морских коров, ламантинов и т. д.
Здесь у стартовой космической площадки, периодически сотрясающей землю и воздух оглушительным ревом и окутывающейся клубами пламени, разгуливают дикие свиньи и рептилии. Последние не только заняли все придорожные канавы, но и избрали своим лежбищем взлетно-посадочную полосу. В дни, когда полоса должна использоваться по назначению, работники космодрома шестами деликатно сгоняют с нее нежащихся на солнце аллигаторов.
Прямо-таки родительскую заботу американцев о диких животных может проиллюстрировать один из дорожных знаков, сообщающий, что «на этом пляже черепахи откладывают яйца» и что «уличные фонари отключены (или их свет приглушен) с марта по октябрь». Казалось бы, какая связь – черепахи и фонари? Оказывается, вновь народившиеся черепашата бегут на лунный свет и так попадают в море. Свет фонарей дезориентирует их, они бегут в обратном направлении и гибнут под колесами машин.
Кстати, о пресмыкающихся. Гигантские непроходимые болота Флориды – не беда ее, а местная экзотика. Одно такое болото, совсем дикое, то бишь для туризма не приспособленное, – Окифиноки, на севере полуострова, у границы с Джорджией. Другое – Менгроув, занимает всю южную оконечность Флориды, ниже города Нэплз. Болота кишат москитами, змеями, крокодилами и аллигаторами. Впрочем, последние тут не только на болотах. Они повсюду! В любом водоеме, реке, озере, в любой луже, канаве, прямо у дороги. Жители Флориды нередко встречаются с ними нос к носу в собственном бассейне, а то и обнаруживают у себя в спальне под кроватью.
Надо сказать, что Флорида – единственное место на Земле, где эти два представителя одной компании мирно (или не очень) сосуществуют. Острорылые крокодилы, обитающие исключительно на землях Центральной Америки, в США соответственно выше южной Флориды не расползаются. Этот вид рептилий находится на грани исчезновения. Их всего-то на Земле осталось не больше 10 тысяч. Поэтому американское правительство свою часть крокодилов заботливо оберегает.
Что же касается аллигаторов, то практически все восточное побережье США, от Северной Каролины до Техаса, для них дом родной. Но больше всего их во Флориде – свыше миллиона особей. Иные достигают 5-метровой длины при весе 900 кг. И ничего. Жители восточных штатов к такому соседству привыкли. И даже пытаются по доброте душевной прикармливать, хоть и знают, что это далеко не безопасно. Более того – многие держат маленьких крокодильчиков вместо домашних животных. А когда те становятся слишком большими, недолго думая, спускают их в унитаз. И, как результат, из канализации Нью-Йорка и других городов Штатов периодически выползают огромные длиннохвостые, зубастые твари.
Болото Менгроув, подавляющее и восхищающее своей экзотической жутью, – субтропические джунгли, сомкнувшиеся над гиблой водой. Но эти земли не потеряны для туристов и страны. Власти США, однажды попытавшись, поняли, что им никогда не осушить эти огромные заболоченные территории, и оставили их в первозданном виде, объявив заповедником. Так возник один из самых удивительных национальных парков Америки, Everglades, с уникальнейшей экосистемой, площадью более 6 тысяч кв. км – самое большое пресноводное болото мира.
Венчают его с юга мангровые заросли – леса, растущие между болотом и морем. Во время приливов они оказываются под водой по самые маковки. Мангры много чем обладают, что несвойственно обычным деревьям. В том числе двумя видами корней: пневматофорами – дыхательными корнями, обеспечивающими дерево кислородом, уходящими вертикально в землю, и ходульными корнями, целиком остающимися на поверхности и удерживающими дерево в равновесии. Во время отливов мангровые рощи представляют собой фантастически-мистическое зрелище, напоминая скопление гигантских пауков.
Видимо, из-за географических особенностей на Флориде очень распространены многокилометровые «воздушные» автострады-мосты. На высоких железобетонных «ходулях» они пересекают низины, озера, болота, реки и мелкую часть океана – по отмелям от рифа к рифу, от острова к острову, не нарушая местную экосистему. А проносящиеся по ним автомобилисты имеют возможность, не подвергаясь опасности, созерцать с высоты своего положения окружающие красоты.
Вот такая она, Флорида. Многогранная и своеобразная.