Арт-ГидВыставкиИскусствоСтиль жизни

О победе и поражении

«… Но пораженья от победы Ты сам не должен отличать».

Помните, нас так учили?! Вот я помню, что так жила, старалась так жить, даже гордилась тем, что старалась. Но помню уже так смутно, что даже включить духовную память не получается, не получается вспомнить ощущение от той прежней жизни.

Святой Георгий Победоносец (Лиддский)

Я, как сейчас говорят, живу в реале. То есть в очень реальном мире. И для меня неумение отличить поражение от победы практически равно шизофрении. Ну, сами посудите: процент продаж выше, чем у Sotheby’s – победа. Процент продаж выше, чем у Christie’s – победа вдвойне. Ценовой мировой рекорд – победа. Отвоевали работу у конкурентов – победа. Потеряли? Ну, в общем, бывает, но в следующий раз точно отвоюем. Сын сдал экзамен в престижную школу – победа. Не сдал? Такого не может быть, потому что не может быть никогда!

Александр Дейнека. Сбитый ас. 1943

Короче, это только там, у них, в виртуальной реальности, замочил девять монстров, а десятый замочил тебя; игру выключил, игру включил – и победу можно от поражения не отличать. Потому что всё равно в итоге выиграл: удовольствие получил, на другой уровень вышел. А не вышел – играем в другую игру. Наверное, и духовный мир сродни этому виртуальному. Играют там в свои игры на другом, небесном, уровне. Не знаю, не помню.

Ахмед Китаев. Выпускницы. Мы идём в новую жизнь. 1953

Возможна, конечно, и другая трактовка того, что пораженье от победы-де не отличаем. Ну, в смысле всё, что ни делается – всё к лучшему. И вообще, в каждом поражении заложено семя успеха. Остаётся трудом и талантом его прорастить. Не сомневайтесь, так в любом учебнике по самосовершенствованию написано: поражение есть высшая точка потенциала. И ведь ОЧЕНЬ это верно.

Борис Владимирский. Кровавое воскресенье. 1950

Есть на эту тему ещё один нюанс. Когда иногда кажется, что вот оно, всё: достиг высшей точки потенциала. То есть развалилось дело к чёртовой матери – и вдруг откуда ни возьмись приходит на помощь друг. Поддержит, посочувствует и иногда просто возьмёт да скажет: «Помогу, не переживай». «Спасибо, друг», – отвечаешь. Восторг. Облегчение. Благодарность. И вдруг всплывает в воспалённом мозгу роковой треугольник Карпмана! И ночью уже не спится. Ведь вот этот треугольник почище бермудского! Ведь это что получается-то?! Он, друг мой, – Спаситель, а я, значит, – Жертва. Жертва своими действиями всегда провоцирует некоего Злодея, шаг за шагом запутывается, теряет способность здраво оценивать свои поступки, полагаясь на Спасителя, не рассчитывает больше на свои силы, теряет самостоятельность, решительность, свободу. А в это время Спаситель играет в свою игру, потому что по Карпману у каждого Спасителя своя игра! И тогда, спрашивается, что делать? Благодарить Бога, что послал в жизни настоящих друзей, или набрать заветный номер и сказать: «Знаешь, друг, я всё-таки сама»? Сама, потому что у нас в реале законы жёсткие: либо они – тебя, либо ты – их.  Либо ты со щитом, либо на щите. Победа или поражение. Всё без соплей!

Евсей Моисеенко. Победа. 1972

«…Но надо жить без самозванства, Так жить, чтобы в конце концов Привлечь к себе любовь пространства, Услышать будущего зов». И далее продолжение цитаты в её контексте: «Другие по живому следу Пройдут твой путь за пядью пядь, Но пораженья от победы Ты сам не должен отличать». Вот, собственно, и всё. Ответы на все вопросы – сразу, залпом, как глоток свежего воздуха. То есть, если забыл, как надо, запамятовал, как это было, что есть настоящее, а что – мишура, подделка  – открой любимого поэта и прочти.

Борис Иогансон. Праздник победы. 1947

Друзья мои, простите, что усомнилась. Простите, что долго не могла простить. Наплевать на Карпмана с его «треугольником судьбы» и заодно на весь трансакционный анализ. Наплевать на Злодея. И, по большому счёту, наплевать и на Поражение, и на Победу. Главное – будем вместе. Будем помогать друг другу. Будем любить.

«…И должен ни единой долькой Не отступаться от лица, Но быть живым, живым и только, Живым и только до конца».

 

Catherina MacDougall

 

Екатерина МакДугалл родилась в Москве. В начале 1990- х гг. вышла замуж за Уильяма МакДугалла и переехала в Англию. Живёт в Москве и Лондоне. Окончила Литературный институт им. Горького (г. Москва), образование — писатель. В Англии окончила Лондонский экономический университет, образование — экономист. Автор ряда романов на русском и английском языках. Под руководством Екатерины МакДугалл был создан аукционный дом MacDougall’s, входящий в тройку лидеров по продажам произведений русского искусства с момента своего основания в 2004 году.

 

Галерея русского искусства MacDougall’s

Понедельник – пятница

10.00 – 17.00

30A Charles II St,

London  SW1Y 4AE