FeaturedИнтервью

Профессия: независимый арт-консультант

Противоречивый мир современного искусства для неискушенного человека – настоящая ловушка. Выбраться из лабиринта концептуального творчества без профессиональной помощи – практически безнадежное мероприятие. Арт-консультанты, как правило, люди динамичные, прекрасно ориентирующиеся в этих дебрях. Они четко знают, что и где происходит, вхожи за кулисы выставок и аукционов и, главное, способны объяснить, на что и на кого стоит ориентироваться.

Анастасия Иванова: в искусстве лучше всего инвестировать в то, что нравится лично вам.

Высокая девушка в джинсах торопливо садится на стул напротив и снимает солнечные очки. «Занятия только закончились». Она мило улыбается, и на щеках появляются ямочки. Напряжение первого момента знакомства исчезает. Интересуюсь, что она изучает. Оказывается, что уже третий месяц штудирует деловой английский. В процессе беседы выясняется, что у Анастасии Ивановой за плечами несколько дипломов о высшем образовании и сертификаты об окончании разных специализированных курсов.

– Вам нравится учиться?

– Это интересно. Саморазвитие – процесс бесконечный.

– Удается применять полученные знания на практике?

– Конечно. Сначала я освоила специальность менеджера, потом изучала журналистику и работала на Первом канале в Москве, в передаче «Доброе утро». А после переезда в Лондон увлеклась современным искусством, изучала специфику этой сферы во время стажировки в аукционном доме «Сотбис». В какой-то момент оказалось, что все, чему я училась, в совокупности можно реализовать в сфере арт-консалтинга и продаж. Вот осталось только бизнес-английский довести до совершенства. (Смеется.)

– Боюсь показаться нетактичной, но почему вы уехали из Москвы? Работа на Первом канале – это же мечта любого журналиста.

– Телевидение невозможно не любить, и я обязательно однажды вернусь в этот прекрасный сумасшедший мир. Все дело в Москве – мне очень нравится ее динамичный ритм жизни, но это город, который съедает вас изнутри. Людям часто все равно, что происходит вокруг. Каждый занят собой.

– А в Лондоне все по-другому? Чем вас привлек этот город?

– Лондон – это любовь с первого взгляда. Когда я впервые здесь оказалась, был октябрь, стояла солнечная теплая погода, парки были устланы разноцветными сухими листьями, повсюду витал приятный запах. Красота города меня пленила. Как было не влюбиться, тем более что тут я научилась играть в конное поло? (Смеется.)

– Трудно было перестроиться после Москвы?

– Нет. Ритм жизни очень похож на московский, но люди более открытые и приветливые. Даже москвичи становятся другими, переезжая, они принимают правила этой страны. Среда здорово меняет человека. Но главное, тут больше возможностей добиться профессионального роста. Целеустремленность и работоспособность в Лондоне высоко ценятся и открывают те двери, до которых в Москве без определенных связей не достучаться.

– Современное искусство – сфера противоречивая. Как вы пришли к пониманию, что хотите работать именно в этой области?

– В студенческие годы я подрабатывала моделью, но серьезно к этому не относилась. Мир моды казался мне сложным и нестабильным, поэтому после окончания вуза я не возвращалась к этой теме, пока однажды подруга не предложила поучаствовать в проекте фотографа Рафаэля Мацукко в качестве модели. Это были прекрасные несколько дней работы, атмосфера на съемках была настолько творческая и так меня вдохновила, что я завершила проект с твердым убеждением попробовать что-то новое. Долгое время я серьезно занималась живописью и фотографией, поэтому хорошо представляю внутреннюю кухню. А работа с Мацукко заставила меня обратить взгляд на современное искусство. Я стала много читать, ходить на выставки, устанавливать контакты, учиться. В итоге решила заниматься продажей предметов искусства.

– Вы являетесь независимым арт-консультантом. Какие преимущества дает подобное положение?

– Свобода в арт-сфере – это возможность выбирать и устанавливать свои правила. Но при этом ты, конечно, остаешься в системе, знаешь принципы работы разных галерей и аукционных домов. Это интересно для меня и выгодно для клиента, так как увеличивается спектр выбора. Я всегда в курсе всех важных мероприятий, знаю, что выставляется на разных аукционах, и могу сориентировать клиента в зависимости от его запроса. Речь может идти не только о произведениях искусства, но и о коллекционных винах, предметах интерьера или брендовых аксессуарах. При дефиците времени можно организовать процесс онлайн или по телефону. Технологии и связи очень помогают в нашем деле.

– Большие аукционные дома часто кажутся чем-то неприступным и рафинированным. Насколько трудно и дорого выставить лот на продажу, например, в «Кристис» или «Сотбис»?

– Все не так страшно и дорого, как кажется. Процент, который берут аукционные дома, не такой высокий, как многие думают. И потом, в каждом конкретном случае об условиях продажи можно договориться.

Недавно на Русской неделе искусства мы выставляли картину Олега Васильева «Where are you?» на аукционе «Сотбис». Это очень красивая, романтичная работа, посвященная жене художника, датирована она 1992 годом. Работать было легко и приятно. Все четко, честно и организованно.

– Кроме аукционных домов продажами могут заниматься и галереи. С кем работать, на ваш взгляд, выгоднее?

– Нельзя четко сказать, что продуктивнее. Все зависит от ситуации. Но в целом аукционные дома, как правило, задают тренд, определяя тенденцию спроса. А галереи ориентируются на собственный неповторимый стиль, в этом их фишка.

– А возможны ли прямые продажи предметов искусства из рук в руки?

– Конечно, существует такое понятие, как off-market. Под ним подразумеваются те предметы искусства, которые находятся в частных коллекциях, и владелец хочет их продать без участия аукционного дома или галереи. Такие вопросы как раз чаще всего решаются через независимых дилеров, у которых наработана широкая сеть контактов.

– Стало очень популярно инвестировать в искусство. Как понять, «что брать» и во что вкладывать деньги?

– Это один из самых часто задаваемых вопросов. Мой совет: не идти на поводу у тех, кто активно что-то рекламирует. Мир искусства нестабилен. Рынок делится на две части – основной, куда и приходят впервые все новые произведения искусства, и вторичный, предлагающий то, что уже было продано хотя бы один раз. Спрос влияет на вторичный рынок больше, чем на первичный. Фишка в том, что новые работы еще не имеют истории рынка, и их, соответственно, очень сложно оценить. Вот тут в игру вступают дилеры, галереи, частные коллекционеры – именно они делают первичный рынок ценным. Поэтому относительно современного искусства я никогда не советую, во что вкладывать деньги. Классики – совсем другое дело: Моне, Ренуар, Пикассо – это то, что стоит рассматривать как инвестиции. В любом случае надо покупать только то, что вам действительно нравится. Искусство должно радовать глаз и не надоедать. Вам потом жить и смотреть на эту картину.

– А вы никогда не думали о создании собственной галереи?

– Конечно. Иметь свое арт-пространство и делать мероприятия, которые задавали бы тон в индустрии, – удобно и интересно. Туда я и стремлюсь.

– Какие арт-мероприятия просто нельзя пропустить?

– В Лондоне это Frieze et Masterpiece. Венецианская биеннале. Таких крупных мероприятий по всему миру несколько, и они очень известны.

Анастасия любезно рекомендовала читателям New Style музеи и галереи, которые обязательно надо посетить, если вы интересуетесь искусством.

V&A, TATE museum и Saatchi gallery – это три кита.

Частных галерей много, но особенно интересна Opera Gallery – их филиалы представлены в разных городах, очень разноплановые и часто меняющиеся экспозиции и потрясающие вечеринки.

Phillips на Berkeley square – это и галерея, и аукционный дом.
Dulwich Picture Gallery владеет одной из лучших коллекций картин старых мастеров в мире.

Очень любопытные выставки проводятся в Scream gallery и Gagosian.

Для любителей чего-нибудь специфического будет интересна Contini Art Gallery.

 

А также назвала своих любимых художников, без которых современное искусство было бы пресным.

Peter Beard,
Raphael Mazzucco,
Fernando Botero,
Rethna,
Alex Echo,
Dale Chihuly ,
Lorenzo Qiunn ,
Russel Young ,

Helidon Xhixha,
Omar Hassan.

Leave a Reply