По улице слона водили
Расписанные известными художниками и дизайнерами, а также проспонсированные крупными компаниями и щедрыми частными лицами, 260 фигурок слонов помогли собрать миллионы для работы благотворительной организации Elephant Family.
Слоны прилетели: нашествие на Лондон
4 мая 2010 года лондонцев ждал сюрприз: главная площадь столицы –Трафальгарская, а за ней и весь Лондон оккупировали слоны. Самые разные – полосатые, цветов британского флага, в виде будок для голосования, украшенные кристаллами Swarowski и сердечками – полутораметровые фигурки азиатских слонов разбежались по городу. Их можно было увидеть в универмаге Selfridges и на Парк-лейн, у Букингемского дворца и у здания Центрального банка. Горожане и туристы фотографировались у нежданно-негаданно появившихся достопримечательностей, дети седлали животных верхом. Из таблички с аннотацией около каждой фигуры и те и другие узнавали, что появление фигурок хоботообразных совсем не акт «слонотерапии» для оторванных от природы горожан, а благотворительная арт-акция в поддержку спасения азиатских слонов.
Рут Пауз, одна из основателей организации Elephant Family, ответственной за нашествие слонов на Лондон, с гордостью рассказывала, что до 30 июня 260 фигурок слонов, украшенных вручную, радовали глаз лондонцев. «Тридцатого июня мы планируем провести благотворительный бал и аукцион и собрать около миллиона фунтов за счет продажи билетов и около 40 фигурок слонов».
Миллион фунтов – большие деньги, и прогноз Рут мог звучать несколько оптимистично – все-таки рецессия на дворе. Однако сумма вырученных средств оказалась в два раза больше. Ее уверенность становилась понятной после ознакомления со списком участников проекта. Отцом-основателем и директором Elephant Family является Марк Шанд – бизнесмен и брат Камиллы Паркер Боулз. Среди попечителей – сэр Ротшильд, Бен Эллиот, целая плеяда видных индийских бизнесменов и финансистов. Список гостей, приглашенных к украшению полутораметровых слонят, тоже впечатлял: дизайнеры Элис Темперли и Мэттью Уильямсон, Лулу Гинесс, Диан фон Ферстенберг, Альберта Феретти и Джулиан Макдональд. Ювелирный дизайнер Сабина Роемер украсила слона изумрудом в 700 каратов, художник Саша Джафри – изображениями сердец и объяснил этот романтический позыв рождением сына.
«Учитывая то, что к некоторым слонам приложили руку и кисть известные современные художники и скульпторы, например, Марк Квин и Джэк Веттриано, многие приобретают фигурки слонов как инвестиции, – призналась Рут Пауз. – Подготовка Парада слонов – таково официальное название акции – заняла около 18 месяцев. Нам пришлось договариваться не только с художниками, но и с мэрией – ведь этим 260 слонам нужны площадки в городе. И не на задворках, а на видных местах. В итоге нас поддержал мэр Лондона Борис Джонсон. Правда, кое-какие места он у нас все-таки отобрал и отдал под велосипедные стоянки. Подобные акции уже прошли в Антверпене и Роттердаме. На очереди – Нью-Йорк и Милан».
Так на что же идут собранные – и немалые – деньги? «Мы занимаемся не только решением уже существующих проблем спасения диких и содержащихся в неволе азиатских слонов, но и предотвращением усугубления конфликта между людьми и животными, который в первую очередь возникает сейчас из-за сокращения естественной среды обитания этого, к сожалению, теперь редкого вида животных. Виной этому – интенсивная вырубка лесов.
Мы работаем с несколькими благотворительными организациями в Индии, Малайзии и Таиланде, – сказала Рут. – Организация, основанная Марком Шандом в 2002 году, помогает фермерам оказывать ветеринарную помощь слонам. Для этого были веские причины – всего за 100 лет популяция азиатских слонов сократилась на 90% – с 250 000 до 25 000. «Нам есть чем гордиться, –продолжила Рут. – За семь лет работы мы инвестировали более 3 млн. фунтов в программы восстановления окружающей среды, строительство эко-деревень, спасли более 1800 слонов в Ориссе (Индия) – полный список наших проектов представлен на сайте www.elephantfamily.org».
Основатель Quintessentially
Бен Эллиот: слонов заказывали?
Появление имени Бена Элиотта среди попечителей Elephаnt Family можно считать логичным. Основатель одной из самых известных в мире консьерж-служб Quintessentially не только обладает огромными связями – среди его клиентов самые состоятельные и знаменитые люди в мире, – но и приходится племянником Марку Шанду – основателю Elephant Family и Камилле Паркер Боулз – женые принца Чарльза. «Я, конечно, был заворожен энергией Марка, – признается Эллиот, – но решающим событием стала встреча с Тарой – так зовут слониху дяди. Я был поражен и мощью, и грацией этого животного. Если будете в Индии, обязательно понаблюдайте за ними в среде естественного обитания. Тара, кстати, появилась на всех постерах кампании этого года. Я работал с Тарой 17 лет назад и вновь наведался в гости в том году. Приятно видеть, что наши усилия приносят реальные плоды». Четыре миллиона фунтов, собранные в этот раз, должны помочь многим благотворительным инициативам. Такой успех Эллиот объясняет единением искусства и благотворительности: «Люди с симпатией относятся к проекту, даже если не знают всех деталей работы Elephant Family, потому что эти красочные фигурки слонов, расставленные по городу, дарят им радость, заряжают положительной энергией. Более 200 тысяч человек загрузили с интернет-сайта карту лондонского Парада слонов – они не хотели пропустить ни одной фигурки». Эллиот, как и другие попечители, считает поиск финансов самой сложной задачей: «Я с большой гордостью принял предложение работать с этой благотворительной организацией. Важная часть моей работы – это привлечь как можно больше средств. Многие мои знакомые приходили на аукционы с целью помочь нам собрать больше денег, они покупали самые ценные лоты». Можно не сомневаться, что его связи помогли рекордным результатам финального аукциона этого года – знакомые Эллиота инвестировали 22 тыс. фунтов в белоснежное и безымянное творение самого известного британского скульптора Марка Квина, не пожалели сотни тысяч фунтов за слона, выполненного из переработанных материалов тайским скульптором Люкой Бункерд Каеде и, наконец, расстались с впечатляющей суммой в 155 тысяч за работу шотландского художника-хулигана Джэка Веттриано.
ЛОТЫ
Автослон Улифант
Слон со странным названием Улифант – творение креативного директора компании Aston Martin Mарека Райхмана. Слона Райхмана было сложно не заметить – создатель DB9 и Rapide покрыл фигуру животного той серебряной краской, что используется в производстве настоящих авто. «Об этой акции узнали сотрудники компании. Их энтузиазм побудил руководство к участию в параде. Aston Martin, как и каждый участник проекта, заплатил за участие и получил на руки «болванку» слона». «Я разработал дизайн – серебряный слон покрыт брызгами краски. Как будто мимо проехала на большой скорости машина. Может быть, Aston Martin», –поделился Райхман.
Райхман считает, что секрет популярности и финансового успеха Парада слонов кроется в творчестве. «Искусство объединяет. Парад слонов – это весело: их весело рассматривать на улицах города, их весело создавать. Моя команда получила много удовольствия от работы над Улифантом. Все вместе превращает парад в один сплошной праздник, на который собираются и зрители, и спонсоры, и художники, объединенные общей целью».
Спонсированием росписи одного слона помощь престижной автомарки бедным индийским слонам не закончилась. Марек Райхман надеется, что «авторитет компании поможет рекламировать Парад слонов во всем мире». За этими общими словами скрывается намерение Aston Martin помогать в распространении информации об организации Elephant Family через совместные акции. В настоящее время о проблемах сохранения среды обитания индийских слонов узнают все посетители дизайн-студии Aston Martin: «По условиям спонсорского договора мы имели право не выставлять нашего слона на аукцион – теперь Улифант встречает гостей нашей студии на входе».
Игрок в поло – слон Ашвана Ханны
Бизнесмену индийского происхождения и одному из попечителей благотворительной организации Elephant Family Ашвану Ханне не пришлось долго думать, как оформить слона для благотворительного парада. Заядлый игрок в поло, Ханна «одел» слона в красно-белую форму игрока и вручил ему в руки-ноги клюшку для поло. Слона он с гордостью выставил у входа в свою резиденцию в лондонском районе Сент-Джеймс. «Это послужило неплохой рекламой – все гости спрашивали о том, чем занимается организация, а узнав побольше, хотели помочь». Один из них приобрел фигуру слона на аукционе за 9 300 фунтов – Патрон, а именно так зовут слона Ашвана, теперь будет проживать на территории загородного конно-спортивного комплекса.
Ашван стал попечителем после посещения одного из мероприятий Elephant Family. «Я успешно занимался бизнесом и в какое-то время почувствовал необходимость быть вовлеченным в какие-то социальные проекты, использовать свои знания и связи для благой цели». Немалую роль в том, что организации удалось заручиться его поддержкой, сыграла география – финансист с индийскими корнями чувствовал, что помогать стране, где находятся корни его семьи, – логично. Несмотря на то, что должность его неоплачиваемая, работы на благотворительном поприще было не меньше, чем в офисе. «Это не номинальная позиция. Я не только поддержал организацию финансовыми пожертвованиями, но и помогал в поиске спонсоров и волонтеров, использовал свой опыт из сферы бизнеса в сфере благотворительности. А я лично много узнал о программах сохранения окружающей среды и размахе трагедии в некоторых областях Индии. Это было большим потрясением с одной стороны и образовательной программой – с другой».
Самой сложной частью в работе организации финансист считает… процесс привлечения денег для Elephant Family: «Все время приходится находить новые способы финансирования, пытаться заручиться поддержкой руководящих структур и любовью публики». Последняя и впрямь платит организации любовью – и это не только бесчисленный поток информации в социальных сетях и блогах, но и 2 миллиона фунтов, которые были выручены от продажи слонов через Интернет. Такой успех Ашван Ханна считает заслугой в большой мере художников: «Людям нравятся эти яркие, уникальные творения. К тому же все мероприятия, которые предшествуют параду, прекрасно организованы и красиво оформлены. Члены аристократии и бизнес–элиты (от герцогини Йоркской и принца Майкла Кентского до семьи Миталлов) – частые посетители балов Elephant Family. Организация Elephant Family поддерживает 17 других благотворительных организаций, распределяя средства на самые важные проекты». Самая главная задача, по мнению Ашвана, не столько спасение слонов, сколько образование людей: «Те, кто живет бок о бок с этими прекрасными животными, должны понять, что они часть экосистемы, а не ее хозяева или враги».