В поисках национальной идентичности
Типичная ситуация: ваш друг или коллега – меломан, он родился или давно живет в Соединенном Королевстве или в одной из европейских стран и практически ничего не знает про российскую или другую музыку с просторов бывшего СССР. Что подарить ему, но так, чтобы он после прослушивания первых двух треков в лучшем случае не задвинул ваш сувенир на дальнюю полку?
Я сам, работая в интернациональных коллективах, часто сталкивался с этой задачей. То, что может нравиться нам, совсем не обязательно понравится вашим друзьям, тем более они вряд ли знают достаточно хорошо русский (украинский, казахский или иной язык). Вот пара рекомендаций, которые, как мне кажется, помогут вам при решении этой задачи.
Инна Желанная. «Изворот», 2014
Как правило, практически всем альтернативным музыкантам в каждой стране приходится непросто. И очень непросто им в России. На запись этой пластинки средства пришлось собирать методом краудфандинга, и прошло это более чем успешно – денег хватило на двойной компакт-диск с 19 треками и винил с 6 песнями. В записи участвовали музыканты группы Инны Желанной: Сергей Калачев – бас-гитара, программинг, Олег Маряхин – саксофоны и Дмитрий Фролов – барабаны, а также приглашенные музыканты, в том числе Трей Ганн – бывший участник группы King Crimson, джазовый исполнитель на маримбе Лев Слепнер и Радик Тюлюш – горловое пение, этнические инструменты, участник группы «Хуун-Хуур-Ту». Прекрасный уровень исполнения и ансамблевой игры, особенно я бы выделил бас-гитару Сергея Калачева. Материал основан на народных песнях Смоленской, Белгородской, Могилевской, Брянской, Курской, Киевской и Полтавской областей.
На записи пластинки «Изворот». (Из архива Инны Желанной.)По музыке это фолк-рок, точнее, даже прог-рок с элементами транса, джаза и разнообразных этнических вкраплений. Такую музыку принято стилистически относить к направлению world fusion. Нерв и энергетика пронизывают каждую песню. Совсем не попса и не лубок – это настоящее, не псевдонародное исполнение и даже не удачная стилизация, а современное, но очень корневое прочтение народной традиции.
Без сомнения, эта пластинка еще раз доказывает, что в сегменте современной интерпретации народной музыки в России Инна Желанная остается лидером, певицей и музыкантом с яркой индивидуальностью и своим голосом.
Справка: Инна Желанная (род. 20 февраля 1965, Москва) — российская фолк-рок-певица, стала известна по выступлениям в группе «Альянс» в 1990-1992 гг., затем как сольная исполнительница и основательница группы Farlanders, 1994-2004. Сотрудничала с такими музыкантами, как норвежская звезда world music Мари Бойне (Mari Boine), Сергей Старостин, Аркадий Шилклопер, «БИ-2» и Пелагея.
Алексей Козлов и ансамбль «Арсенал». «Поток сознания», 2013, Art Beat Music.
Пластинка одного из патриархов и легенд советского джаза, музыканта, много сделавшего для популяризации многих направлений импровизационной музыки, Алексея Козлова получилась стилистически разнообразной, яркой и интересной. Это и джаз-рок-фьюжн, фанк, камерная музыка, элементы этники и неожиданно стихотворение обэриута Николая Олейникова «Муха», превратившиеся в исполнении музыкантов в сложную авангардно-джазовую композицию, и в завершение альбома песня из репертуара звезды далекого довоенного прошлого Генриха Варса и его львовского «Тео-Джаза», исполненная самим Козловым как дань уважения творчеству и сложной судьбе этого музыканта.
Композитор и саксофонист, которому в этом году исполнилось 80, продолжает активную музыкальную карьеру, при этом он не останавливается на достигнутом, а продолжает создавать новое. Элементы, казалось, на первый взгляд странного смешения стилей, своеобразный музыкальный сюрреализм рождают интересную и необычную музыкальную картину, прекрасной иллюстрацией и дополнением к которой являются картины художника Владимира Куща, которого часто называют русским Сальвадором Дали.
Постмодернистски облекая все в игровую пеструю мозаичную структуру, эта музыка стирает расстояние между элитарным и массовым слушателем.
На записи пластинки. Фото – Александр Стернин.Буквально на днях я был на юбилейном концерте Алексея Козлова в Концертном зале имени Чайковского в Москве и был поражен энергетикой, формой и изобретательностью музыканта, а также приглашенных соратников и ветеранов «Арсенала». Кстати, некоторых из них вы можете услышать и на этой пластинке. Это, например, тромбонист Вадим Ахметгареев с убедительным ориентально-фанковым соло в пьесе «Алайский базар», посвященной этой ташкентской достопримечательности.
Для джазового музыканта намного важнее виртуозной игры быть узнаваемым с первых тактов пьесы, иметь свой голос, звук, если хотите, некую «фишку», а когда еще за каждой пьесой стоит своя история и все пьесы пластинки идеологически связаны, это вдвойне ценно. Пластинка вышла в формате компакт-диска и двойного винила. В прекрасно оформленном буклете (дизайн Максима Компанейца) к каждой пьесе написаны комментарии автора и в качестве иллюстрации – замечательные и необычные картины Владимира Куща.
При подготовке этой колонки я позвонил Алексею Семеновичу и попросил поделиться чем-то забавным из записи этого альбома. Так, например, он рассказал мне историю, откуда взялось загадочное название одной из пьес – «iSindrom», но потом мы решили, что читателям будет интересно узнать это самим из буклета, ведь порою недосказанность в джазе важнее полноты изложения.
Справка: Алексей Семенович Козлов (13 октября 1935, Москва) — известный советский и российский саксофонист и джазмен, основатель легендарного ансамбля
«Арсенал». Композитор, музыкант, актер и писатель. Автор книг «Рок: истоки и развитие», «Козел на саксе», «Джазист». Народный артист России.
Автор благодарит Инну Желанную, Алексея Козлова и Николая Богайчука за присланные фотографии и помощь.