Кто хочет стать Крисом Таррантом?
Сложно в цивилизованном мире найти человека, который не смотрел или хотя бы не слышал о телепрограмме “Кто хочет стать миллионером”. Миллионы людей в 120 странах мира с 1998 года включают телевизоры, чтобы на некоторое время стать соучастниками мелодрамы, где нервное напряжение, слезы и нелестные комментарии в адрес игрока порой становятся платой за желанный приз — миллион (фунтов, долларов, рублей, евро и так далее). Многие считают, что программа эта пришла на мировые экраны из США — как это случается с большинством высокобюджетных игровых телешоу. Но это неверно – программа “Кто хочет стать миллионером” появилась на свет благодаря дружбе и профессиональным отношениям радиопродюсера Дэвида Бригса и радиоведущего Криса Тарранта, которые выпускали на станции Capital radio программу “Удваивайте ставки”. После покупки пилотного выпуска “Кто хочет стать миллионером” телеканалом ITV Крис Таррант стал бессменным ведущим телеигры в Великобритании. О своей головокружительной карьере на радио и телевидении он рассказывает в интервью “Новому стилю”.
Прежде чем стать ведущим «Кто хочет стать миллионером», вы работали на радио и вели популярную утреннюю программу. Почему вы ушли и сделали такой перерыв в радиокарьере?
Я провел на радио 17 лет – у меня практически не осталось сил. Чтобы вести вечером телевизионное шоу, а утром вживую вести шоу на радио, требуется огромная концентрация. Утренняя программа была очень успешной, я ею гордился, но поддерживать ее на прежнем уровне стало трудно. Мы расстались с радиобоссами и коллегами по–дружески. Затем наступил очень странный период, когда я полностью потерял интерес к музыке. Я перестал слушать ее по радио, в машине, после стольких лет работы радиодиджеем. Только через полтора года я постепенно снова почувствовал интерес к работе на радио. Мне захотелось вернуться, но работать в более щадящем режиме. Я позвонил своему другу, и мы сделали программу, в течение которой мы вдвоем просто валяли в студии дурака с целой охапкой пластинок. Шоу помогли сделать спонсоры, идея заключалась в том, чтобы потом продать его одной станции или группе радиостанций. В Америке считается нормальным, когда диджеи владеют правами на свои программы, — здесь это было в новинку. Телекомпания Sky хотела сотрудничать с нами, но мои обязательства перед ITV не позволили этому случиться. Сейчас программа идет в субботу утром на Smooth Radio, а когда появился Nissan, я был доволен. Они не вмешивались в создание программы, а мы можем раздавать машины как призы. Nissan взял обязательства по спонсорству на один год.
Слушатели сильно расстроились, когда вы ушли из ежедневного утреннего шоу с Capital radio?
Люди очень чувствительны по утрам: им хочется, чтобы температура воды в душе была правильной, чтобы кофе не переварился, и от утреннего радио они тоже чего–то ждут. Для многих я стал частью утреннего распорядка, и, конечно, они ко мне привыкли.
Как появилась телеигра «Кто хочет стать миллионером»?
Я близко дружил с радиопродюсером Дэвидом Биггсом. Мы запустили радиошоу, где слушатели могли выигрывать наличные деньги, удваивая сумму за каждый правильный ответ. Биггсу пришла в голову идея телевизионного шоу, и он попросил меня быть ведущим на съемках пилотного выпуска для телевидения. Я согласился. Примерно через год раздался звонок — телеканал ITV собирался реализовать этот проект, они хотели заплатить мне за новую пилотную версию. Шоу называлось «Гора денег», и оно моментально сделалось популярным. Хотя название боссам не понравилось, как и идея начинать с одного фунта и потом добираться до миллиона. Боссы предложили начинать с сотни, чтобы сделать процесс увлекательней — кому интересно смотреть, как люди мучаются за пять фунтов? Мне пришлась по душе эта работа, а им понравился я, так что предложено было сделать серию. Так продолжалось, думаю, года два. Затем продюсеры ITV изменили освещение и музыку. И получилось в точности то, что во все мире носит название «Кто хочет стать миллионером». Эти музыка и свет придуманы, чтобы основательно напугать участников.
Почему так быстро успех пришел?
Получился очень простой, легкий для восприятия формат. К тому же на кону стояли огромные деньги, и сам процесс игры проходил необычайно драматически. Это была практически мыльная опера. Это то, что на радио мы называем «кричабельностью» — это когда, слушая передачу, вы в бешенстве вопите на свой приемник: «О боже, какой идиот!» или что–нибудь в этом роде. Десять лет уже прошло, а зрители все еще подскакивают со своих диванов в критические моменты и бьют кулаком по воздуху — это происходит в России, в Америке и в нашем королевстве. Во всем мире один и тот же формат. Американцы остаются американцами со своим « Кто хочет стать супермиллионером» и призом в $15 млн.
Вам нравится делать эту программу со знаменитостями?
Когда мы стали делать благотворительные шоу с известными людьми, то были весьма осторожны, поскольку результат мог ударить не только по знаменитым участникам, но и по благотворительным организациям, которые они представляли. Но я не мог ничего сделать, и если участник давал неверный ответ, я говорил, что ответ неверный, а не переигрывал просто потому, что они — знаменитости. В играх участвовали большие звезды — Джордж Майкл, сэр Пол Маккартни, сэр Алекс Фергюсон. Телеведущая Кэрол Вордерман была великолепна и одним махом выиграла для своих подопечных £125 тыс. Возможность пообщаться с такими людьми привлекает, но мне также нравится садиться напротив неизвестных мне людей и начинать беседу.
Вы можете предсказать, кто способен много выиграть?
Не помню победителя, в котором мы были бы уверены с самого начала. Конечно, можно обратить внимание на кого–то незаурядного, но никогда не знаешь, как далеко он продвинется. Помню девушку по имени Джудит – она сильно стеснялась и нервничала, но в итоге одной из первых выиграла миллион. Перед съемками мы с участниками проводим репетицию, по окончании которой она спросила, можно ли будет прервать запись. Он боялась упасть в обморок. И помню парня – у него оставалась лишь одна подсказка, когда он дошел до £4 тыс. Но затем он добрался до миллиона. Вообще говоря, мы не подозревали его, а также членов его семьи в сговоре: один из зрителей кашлем наводил игрока на правильные ответы. Но до сих пор не ясно, откуда тот знал, какие ответы правильные. В конце они с женой вернулись в костюмерную, а я остался заканчивать шоу. Они закрыли дверь, и он стал кричать, что, согласитесь, странно. Из–за чего было ругаться паре, которая только что выиграла миллион? Режиссер и пара продюсеров просматривали позднее запись игры, и младший редактор заметил этот кашель, а также уловил связь между ним и ответами. На съемочной площадке работала обычная служба безопасности, и этот инцидент всех нас встряхнул. Несколько последующих лет я волновался, что махинации могут повториться. (На суде было принято решение, что майор Чарльз Ингрэм Уитток обманным путем выиграл миллион 10 сентября 2001 года, отвечая на вопросы телеигры «Кто хочет стать миллионером». Обвинение утверждало, что подсказчиком был 53–летний Теквен Уайток, преподаватель колледжа в Кардиффе, который сидел в нескольких метрах от победителя. Во время записи передачи он 19 раз «стратегически» кашлял и таким образом подсказал майору, какой из четырех вариантов ответа следует выбрать. Сам преподаватель отрицал, что знал майора. Однако телефонные отчеты, полученные полицией, показывают, что Уайток звонил по мобильнику жене Ингрэма Диане, ее брату Адриану Поллоку и даже связывался с домом Ингрэма в Уилтшире. Следует отметить, что жена майора и ее брат ранее также появлялись в этой передаче, выиграв каждый по 32 тыс. фунтов стерлингов. Они даже написали книгу о том, как можно победить в «Миллионере», но она не была издана. Запись этой программы можно посмотреть и на YouTube. – Прим. ред.).
Вы встречались с телеведущими этой программы в других странах?
Да, иногда мы снимаем шоу–солянку, или играем вместе, или выпускаем совместное DVD. Наша компания проводит конференции, где собираются команды, которые работают над программой в разных уголках мира, — на последней я встретил телеведущего из России, очень приятного молодого человека, который повсюду за мною ходил и называл меня папой. Но самое странное ощущение было, когда я лежал в горячей ванне со стаканом виски в гостинице в Алма–Ате и вдруг с экрана полилась знакомая музыка и в кадре возник казахский ведущий «Кто хочет стать миллионером», который вел себя почти как я. Это было нереально.
Вы работаете над новой программой – расскажите о ней.
Она называется «Цвет денег» — съемки закончатся в ноябре, и программа выйдет в эфир после того, как весной закончится сезон «Mиллионера». Замечательно, когда так отлично устроено рабочее расписание: я напряженно работаю, но потом с удовольствием отдыхаю и много путешествую.
«Цвет денег» будет так же популярен, как «Кто хочет стать миллионером»?
Нельзя сравнивать программы с «Миллионером»: это была единственная, неповторимая возможность в жизни для каждого, кто в этом участвовал.
Как вы относитесь к программам вроде «Большого брата»?
Я их ненавижу. Парень, запустивший «Большого брата», теперь, должно быть, миллиардер, он очень большой умник. Но ведь это шоу для дураков. Моей дочери предложили прийти на просмотр для «Большого брата» – она мне позвонила и спросила совета. Я ответил, что, если ей так уж хочется, пусть сходит и там уж решит. Теперь она счастлива, что не сделала этого. Мне сложно представить ее в окружении желающих прославиться любым способом участников, которые постоянно сквернословят. В «Большом брате» участвуют люди с невысоким коэффициентом умственного развития.
Ваши дети собираются идти по вашему пути?
Дочь Фиа уже это делает: она диджей утреннего радиошоу. Она мне не родная по крови, но я считаю ее своей дочерью. В детстве она часто приходила со мной в радиостудию и вот недавно сообщила мне, что работает на станции Holiday FM. Когда я спросил, что она там делает, Фиа ответила, что ведет эфир. Так что это настоящая работа, а не перекладывание пластинок с места на место — я очень доволен.
Легко ли быть знаменитым?
(В прошлом году все британские газеты сообщили о разводе Криса и его жены Ингрид после 16 лет совместной жизни. При разводе все имущество было разделено 50/50, по 12,5 миллиона. У Криса двое детей с Ингрид: Тоби – 16 лет и Саманта – 18 и двое детей от первого брака. – Прим. ред.)
У меня иммунитет. Я так долго занимаюсь этой работой, что уже не обращаю внимания на суету вокруг моего имени, это часть моей жизни. И люди, как правило, всегда добры ко мне. Если им просто хочется подойти и поздороваться, я ничего не имею против. В общем, в славе больше плюсов, чем минусов. Я путешествую по миру, моя ассистентка всегда может заказать для меня столик в хорошем ресторане, мне посчастливилось брать интервью у замечательных людей: Дэвида Боуи, Пола Маккартни. Я подписал, наверное, миллионы автографов, и это прекрасно.
Вы много работаете. У вас остается время на какие–то увлечения?
Я люблю рыбалку. В этом году я рыбачил в России и получил от этого огромное удовольствие. Много играю в крикет, и когда–то у меня неплохо получалось. Это странная английская игра, в которую я стал играть в возрасте пяти лет. Мой дом находится на большом участке земли в глухом деревенском углу графства Беркшир, рядом бродят животные — когда я не работаю, то люблю расслабиться и отключиться.