Доминик Мерфи: дневник одного гения
Доминик Мерфи – иллюстратор для взрослых, для тех, кто не боится заглянуть в самые тёмные уголки собственной души и пестует опасные и сладкие фантазии, живущие глубоко внутри. Студия английского художника и чуточку хулигана от искусства расположена в Уэлин-Гарден-Сити, небольшом городке графства Хартфордшир, ставшем вторым городом-садом в Великобритании. У него три дочки, любимая жена и белый бультерьер Дайм, названный в честь альбома Дэвида Боуи Diamond Dogs.
Учился Мерфи в колледже искусств на западе графства Саррей, а в дальнейшем закончил «кузницу талантов» – легендарный колледж Святого Мартина. И если в начале своей артистической карьеры любимыми материалами иллюстратора были масло и акрил, то в период творческого взросления он перешёл на утончённую полупрозрачную акварель и стал моментально узнаваемым как мастер невероятных форм и замысловатых сказочных сюжетов с брутальной изнанкой и налётом завуалированной тёмной сексуальности. Доминик Мерфи – король взрослых сказок.
– Что послужило выбором карьеры художника-иллюстратора?
– У Фрэнсиса Бэкона есть картина под названием «Study after Velazquez’s Portrait of Pope Innocent», датированная 1953 годом. Я много раз говорил, что именно это произведение «разрушило» мою жизнь. Мастер фигуративной живописи Бэкон искажает человеческое тело, вытягивает его и заключает в геометрические фигуры на фоне, лишённом каких бы то ни было предметов. Его видение стало для меня настоящим откровением. Я не мог избавиться от мысли о том, что если кто-то мог избрать изображение деформированных человеческих тел своей профессией и заниматься этим изо дня в день, то почему не могу и я? Тот день повлиял на мою судьбу и определил выбор моей профессии.
– Многие великие художники страдали обсессией и возвращались к одному и тому же предмету в различных формах на протяжении всей своей творческой карьеры. Что или кто является любимым предметом изображения Доминика Мерфи?
– Обладание обсессивным характером – это проклятие и одновременно благословение, любовь к определённому предмету, сюжету или стилю делают художника узнаваемым. Те, кто знаком с моим творчеством, наверняка отметили, что одной из моих любимых тем является кэрролловская «Алиса в стране чудес» – поистине бездонный колодец вдохновения. Каждая фраза из этой книги имеет двойной смысл, в ней всё неоднозначно. Я могу говорить об этом бесконечно, но лучше опишу это в десяти словах: английскость, сюрреализм, сумасшествие, детскость, наркотики, философия, воображение, мечты, монархия и эго!
– Что делает художника уникальным в век технического прогресса для поколения с молниеносным доступом к любому виду информации через Интернет?
– Быть англичанином, рождённым в конце двадцатого века, с желанием творить в анонимной современной культуре и при этом отличаться от тысяч других художников, становится всё более и более сложной задачей. Единственное, что может по-настоящему помочь, – это сфокусированность на своём предмете и постоянная работа над собственным уникальным стилем. В моём случае – это утончённая нежность акварели, пастельные оттенки и внимание к деталям.
Часто я представляю себя первобытным художником, делающим попытки что-то изобразить на стенах своей пещеры, некие символы, которые прочитают и поймут потомки. Это желание оставить после себя след, метку, которая подтолкнёт других к созданию чего-то ещё более уникального.
– Какой смысл вкладывает в свои работы Доминик Мерфи и в чём черпает вдохновение?
– Если у вас есть одна из моих работ, вы владеете частичкой моей души. Акварель в отличие от масла или акрила беспощадна, она не допускает ошибок и возможности их исправить. Сначала идея сюжета возникает в моей голове, и я пытаюсь её забыть, если не получается, так как хорошую идею забыть нельзя, я приступаю к работе и воплощаю задуманное на бумаге. Всего одна попытка, и она должна быть безупречной, это как персональная психотерапия, как работа со своим подсознанием. В этом и заключается смысл моих работ – допустить созерцателя в моё подсознание. А вдохновение приходит отовсюду: оно в красоте природы, в нюансах затейливой архитектуры, в людях, которых мы встречаем на своём пути, в книгах, которые мы когда-то прочитали, в запахах, звуках и тайных желаниях.
– Кто оказал самое большое влияние на ваше творчество?
– Фрэнсис Бэкон, Сальвадор Дали и Хиронимус Бош. Это трио убедило меня в том, что зарабатывать себе на жизнь можно воображением.
– Что является главной движущей силой вашего творчества и не позволяет вам стоять на месте?
– Я никогда не чувствую удовлетворения. Проходят годы, но, мне кажется, я ещё в самом начале творческого пути, что это всего лишь репетиция перед спектаклем. Может быть, поэтому я никогда не храню свои работы.
Процесс создания – вот что вдохновляет меня безмерно, как путешествие по кроличьей норе в неизвестность. Каждый раз, когда я посещаю галерею или новую выставку, мне хочется побыстрее вернуться в свою студию и приступить к работе. Когда я вижу что-нибудь особенно вдохновляющее, моё желание творить усиливается вдвойне, это похоже на своеобразный тест, когда произведения, созданные другими, раскрывают в вас новые творческие грани.
Мы живём в очень сложное и странное время, время, когда искусство воспринимается слишком просто и слишком серьёзно одновременно.
Задачей художника всегда будет показать определённый срез времени через призму собственного восприятия и таланта, и, если чьё-то творчество порождает в вас желание творить или заставляет задуматься над теми или иными вещами, значит, создатель не зря проводит время в студии.
Instagram @dominic_murphy_art