Интервью

Евгений Чичваркин. Разговор с гедонистом

Евгений Чичваркин – бизнесмен, один из основателей компании «Евросеть». Совладелец самого большого винного магазина в мире «Hedonism wines».

Гедонизм(др.-греч. ἡδονή — «наслаждение», «удовольствие») — этическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и целью жизни.

Какие увлечения являются традиционными для мужской части населения Британии и не только? Для хорошо образованных, успешных и обеспеченных людей большого бизнеса, способных на этом не экономить. Если говорить о Британии, то это в первую очередь охота, рыбалка (fly fishing), поло и гольф. Если расширить географию, то список будет гораздо длиннее. Это и автомобили, яхты, самолеты. Это и арт-коллекции, антиквариат, культура и искусство.  Это и  теннис, шахматы, горные лыжи… Список можно бесконечно продолжать. Мы обратились к Евгению Чичваркину, чтобы поговорить с ним о его увлечениях, интересах, да и вообще о его жизни в Лондоне, его бизнесе, достижениях и планах на будущее.

– Если говорить об охоте, рыбалке, яхтах, машинах и самолетах, то это не про меня. Все это мне неинтересно. Вообще. Поло – да, люблю. Это мое.

– Видела ваше фото с корзинкой, полной белых грибов. Здесь это называют Mushroom Hunting – охота на грибы. Все-таки какого-то рода охотой вы увлекаетесь. Любите это дело?

– Это скорее собирательство. В древние времена этим занимались только женщины.

– Как правило, людям приятно заниматься своими увлечениями. Они получают от этого удовольствие. Название вашего магазина «Hedonism Wines» очень знаково для нашего разговора. Здесь удовольствие возведено в особый ранг – удовольствие от удовольствия. Гедонистическое учение близко вам по духу?

– Мои увлечения – это готовить еду, есть ее, пить вино, путешествовать, куражиться. Опять же – музыка. У нас тут уже три года постоянно играет музыка. Не то чтобы я собираю пластинки, а так, с удовольствием покупаю их от случая к случаю.

– Что касается вашего увлечения вином, превращенного в прибыльный бизнес. Уверена, вопрос, что пить, для вас не стоит. А вот как пить? Вы в этом эстет?

– Ну как это может быть? Тут даже важно не как, а с кем. Когда можно поговорить. Или, например, посмотреть подряд 6 серий «Ликвидации».

– И под что хорошо идет «Ликвидация»?

– «Ликвидация» хорошо идет под Chateau de Beaucastel.

– Любите смотреть русские фильмы?

– Люблю. Вернулся только что из Одессы, прикоснулся там к этой субкультуре.

Например, фраза «Сейчас захватим Одессу – полыхнет вся Украина», сказанная в фильме 8 лет назад Пореченковым, нашим «Донбасским стрелком», принимает совершенно другой оборот.

– Когда открывали этот прекрасный магазин, вы говорили, что через 3-4 года будете здесь зарабатывать миллионы. Три года прошло. И как?

– В самом начале мы договорились, что все решения принимаем на троих. Татьяна Фокина, Алистер Вайнер и я. Изначально стратегия была гораздо более агрессивная, нежели получилась. Изначально я планировал место с гораздо меньшей наценкой и с большим оборотом. По типу ближе к сельпо. Но тот рынок, который ближе к сельпо, очень серьезно отжираем Интернетом. Он сетевой. Мои коллеги убедили меня, что надо в пирамиде не расталкивать кирпичи, а возглавить ее. При этом так высоко, чтобы никто не дотянулся. Мы сосредоточились на ассортименте, сервисе, красоте и знаниях. Вместо того, чтобы гоняться за большими объемами. Но это другая скорость роста. Тут надо сделать поправку на год-два.

 

– Значит, деньги свои пока не отбили?

– На данный момент нет. Сейчас бы я сказал, что на это надо где-то 4-5 лет. Немного дольше, тяжелее и мучительнее.

– Вы хотели, чтобы ваш магазин стал лучшим в мире винным магазином. Он сейчас уже лучший? Или пока только один из лучших?

– Точно лучший! По всем параметрам. У него идеальное место расположения, здесь работает самая знающая команда, и здесь самый лучший ассортимент напитков выше £15. И сервис, который определяется отзывами. И в Yelp, и в Google у нас стоят одни «пятерки».

– Чтобы быть хорошим сомелье, есть ли разница, мужчина это или женщина. Вам лично кто больше нравится?

– Традиционно сомелье – это мужская профессия. Покупатели больше доверяют мужчинам. Но это пришло к нам из мрачного Средневековья. Это просто инерция и балласт веков. Хорошим сомелье может быть как мужчина, так и женщина. У нас в магазине целых три женщины-сомелье.

– Сами вы не славитесь предвзятым отношением к женщинам? Как некоторые, когда, например, видят женщину за рулем, реагируют как на красную тряпку.

– Нет, я очень хорошо отношусь к женщинам в традиционно мужских профессиях. Если в частном самолете я вижу пилотессу-женщину…

– Как это красиво звучит – пилотесса.

– …У меня тот же уровень комфорта, что и с пилотом-мужчиной. К тому же и звучит красиво.

 

 

– Прочитала в вашем блоге в «Снобе» требования к бизнес/личной помощнице. Довольно длинный список. Сложно найти достойного претендента на эту «веселую и страшную» вакансию?

– Нормального человека – да. Это у меня вместо Fly-fishing (рыбалки).

– Вы считаете, что это проблема людей? Они не понимают, чего от них хотят, недостаточно подготовлены или это у вас такие высокие требования?

– Требования высокие, но я не назвал бы их завышенными.

– И часто приходится менять личного помощника? Какое минимальное время кто-то продержался?

– Сейчас у меня 14-я помощница. От начала. Минимально около месяца одна прокантовалась. Максимально – 12 лет.

– Ну, все-таки не два дня… Друзья для вас понятие круглосуточное?

– У меня, по сути, один близкий друг живет здесь, один – в Москве и боевая подруга. Есть то, что в Британии называют друзьями, для нас это понятие «знакомые». Хороший знакомый, близкий знакомый, приятель, кореш, корешан.

– При взгляде на вас создается впечатление человека очень спокойного, уравновешенного, взвешивающего каждое свое слово.

– Ну я же на интервью. Держу себя в руках.

– Я читала, что вы часто выходите из себя, что вас бесят многие вещи. Не могу поверить, что вы способны на взрыв, гнев.

– Гнев – это один из смертных грехов, но его, к сожалению не всегда удается избежать.

– Что может вызвать ваше бешенство или гнев?

– Тупость, невыполнение своих обязательств и договоренностей и узаконенное потакание безделью и нечестному поведению. В Англии последнее проявляется в большей степени.

– Что в такой ситуации может вас успокоить, вернуть в благожелательное настроение?

– Еда. Сахар в крови, вызванный жидкой и твердой едой.

– Русскую еду любите? Видела вас как-то в «Мари Ванне». Вы к Борису Березовскому за столик подсели. Это было незадолго до того, как его не стало.

– Русскую еду люблю, но ее не может быть больше двух раз на неделе.

А с Березовским это была наша последняя встреча. Я был в состоянии сильнейшей алкогольной абстиненции и пришел с белочкой.

– Живой белочкой?

– Дизайнерской. С нами за столом сидела белочка. Звали ее Бo-Во. Ей орешков принесли, и мы с ней обедали.

– А книги? Способны снять с вас стресс и усталость?

– Нет. Книги дают мне пищу для ума.

– Я тут наткнулась в нескольких местах на специальные списки от Евгения Чичваркина. Шесть книг, которые должен прочитать каждый. Одиннадцать книг, которые должен прочитать каждый.

– Это я советовал начинающим коммерсантам.

– Вы любите давать советы?

– Не то чтобы сам. В основном просят: «Пусть ваше интервью будет в виде советов», «Пусть выступление будет в виде конкретных советов». И записывают за мной. Хотя я ничего нового никому не сказал.

– Что касается книг и журналов. В каком виде читаете?

– В бумажном. В электронном читаю в основном заголовки. Журналы листаю, смотрю картинки, читаю заголовки. Как сказал про себя один журнал: «листательный».

– А книжки, которые про вас написаны, прочитали полностью? Или только заголовки? Я говорю про «Чичваркин и «К» Романа Дорохова и «Чичваркин Е…гений» Максима Котина.

– Прочитал, конечно. Одна даже была написана при моем участии.

 

Считаете себя гением?

– Конечно, нет. Абсолютная глупость. Это просто такой кавказский комплимент. Акт вежливости со стороны автора. Ну и чтобы лучше продавалась.

Есть еще пара книжек про Евросеть. Их, конечно, тоже надо прочитать, но руки не доходят.

– Думаете узнать из них что-то новое? Пищу для ума получить?

– Хочется узнать, насколько люди приписали себе чужие заслуги.

– А на художественную литературу время остается?

– С этим все очень плохо. Бедную «Анну Каренину» затер по поездам и самолетам, пока прочитал. В конце концов осилил. Все закончилось очень плохо.

– Ну да. Все умерли.

– Не все. Умерла надежда. Мы никогда не будем европейской страной. Поезда нас сгубят.

– Редактор русской версии журнала Forbes Анастасия Жохова когда-то назвала вас одним из девяти самых необычных российских бизнесменов – сумасбродов, чудаков и эксцентриков. Считаете ли вы себя сумасбродом и чудаком?

– Нет. Последняя акция, которую гипотетически можно было бы отнести к сумасбродству, – это сдирание таблички с названием улицы Чекистов. Это, конечно, может считаться сумасбродством. Хотя чего там сумасбродного? Ну нельзя через двадцать четыре года после обретения независимости жить на улице Чекистов! Уже две революции было, показывающие, что люди хотят жить в свободной стране, исходя из западных ценностей. И ходить по улице Чекистов! Это же двоемыслие. Оно очень влияет на сознание. Как вы лодку назовете, так оно и поплывет

– А что касается внешнего вида – это что? Эпатаж или эксцентричность?

– Это удобная и смешная одежда. У меня требований к одежде не так уж много.

Удобно, смешно, забавно. И она не должна быть синей или черной. Вот вчера купил себе очень смешные штаны из новой коллекции Vivienne Westwood. Настоящие штаны Бэтмена. Они могут расправляться как крылья.

– Вы человек практичный? Борода и усы – это чтобы времени меньше тратить на бритье?

– Практичный, да. Но еще моя боевая подруга сказала, что пора, наконец, быть похожим на настоящего мужика. Что я должен быть в бороде. К тому же мне это позволяет скрыть отожранные щеки. Своего рода камуфляж, чтобы скрыть возраст и жирные щеки.

– Вы уже несколько лет играете в поло. Не просто играете, но и с принцем Уильямом в одной команде, как на Tiffany&Co Royal Charity Polo Cup. Вы достигли таких больших высот в поло или потому что социальный статус позволяет?

– Привилегия собирать команду на определенную игру у титульного спонсора мероприятия. Принца пригласили, чтобы придать больший вес данной игре. Его присутствие означает, что будет собрано больше денег на благотворительность. Он работает будущим королем в благотворительных целях. А нам приятно прикоснуться к будущему королю. Приятно, что игра имеет благие цели. И очень приятно иметь фотографию с принцем, а также воспользоваться возможностью сына ему представить.

Но на поле, в момент игры, это не будущий король Великобритании, а игрок команды под номером 4.

Представляете? Будущий король после игры говорит, какой дорогой лучше возвращаться в город, чтобы объехать пробки. У него даже мысли не возникает, что можно включить мигалку, как глава Серпуховского района. Когда принц думает, как попасть быстрее домой, понимая, что не может никого расталкивать и никому мешать, это о многом говорит. Монархия здесь прослужит еще долго.

– По Москве, по России скучаете? Вот мигалок вам здесь не хватает.

– Да, скучаю. Мне кажется, я бы там пригодился. Но при каком-то другом режиме.

Leave a Reply