Бизнес Британии разочарован последствиями Brexit
Три из четырех компаний в Великобритании страдают от последствий Brexit. Британские торговые палаты призывают к «честному диалогу» по реформе Соглашения о торговле и сотрудничестве.
Опрос членов BCC, включенный в отчет, показал, что более трех четвертей (77%) компаний, затронутых Соглашением о торговле и сотрудничестве, заявили, что они совершенно не помогло им увеличить продажи; при этом более половины (56%) респондентов заявили, что столкнулись с трудностями при адаптации к новым правилам торговли.
В отдельном отчете Центра европейских реформ говорится, что Brexit сократил внешнюю торговлю Великобритании на 7%. Правительство же заявляет, что напротив — Brexit открывает новые возможности для британского бизнеса.
Соглашение о торговле и сотрудничестве, которое было заключено поздно вечером в канун Рождества 2020 года, означало, что товары и услуги будут по-прежнему перемещаться между Великобританией и ЕС без тарифов после Brexit.
Шевон Хэвиленд, генеральный директор BCC, призвала к честному диалогу по улучшению торговых отношений с ЕС и сокращению бюрократической волокиты ещё до того, как сделка будет рассмотрена в 2026 году. Она представила министрам план из 24 пунктов для облегчения бизнеса.
«Существует очень мало простых решений проблем, с которыми сталкиваются предприятия при торговле с Европой. Разочаровывает тот факт, что спустя почти два года после первого согласования TCA ничего не было сделано для решения некоторых из них», — сказала Шевон Хэвиленд.
Главными среди требований BCC являются сделка в швейцарском стиле с Брюсселем об отмене проверки продуктов растительного и животного происхождения; сделка в норвежском стиле — для уменьшения сложностей, связанных с НДС на импорт с низкой стоимостью, и продолжающееся одностороннее признание стандартов ЕС на промышленную и электронную продукцию. В более долгосрочной перспективе BCC заявляет, что Британии следует рассмотреть возможность заключения соглашения между ЕС и Великобританией по НДС и соглашений об углублении сотрудничества ЕС в области регулирования продукции и содействия оказанию профессиональных услуг, когда TCA будет проводить пятилетний обзор в 2026 году.
По словам некоторых экономистов, политическая неопределенность вокруг этого вопроса сдерживает инвестиции в Великобританию.
Компании, которые торгуют за пределами Великобритании, за последние несколько лет столкнулись с тройным ударом: связанные с пандемией блокировки по всему миру, кризис увеличения стоимости жизни, усугубленный последствиями войны в Украине, и изменение торговых соглашений с крупнейшим партнером — ЕС.
В отчете BCC подчеркивается, что дополнительные формальности, включая оформление документов и проверки, создают дорогостоящие проблемы для компаний.
Более раннее исследование, проведенное Лондонской школой экономики, показало, что ассортимент экспортных товаров, отправляемых в ЕС, сократился. Это позволяет предположить, что дополнительная бюрократическая волокита удерживает некоторые мелкие компании от экспорта.
Экономисты расходятся во мнениях относительно экономических последствий Brexit. Но большинство согласно с тем, что Великобритания не смогла получить общие экономические выгоды от выхода из ЕС — во всяком случае, пока.
BCC также просила Великобританию устранить необходимость в так называемом «фискальном посреднике» — зарегистрированной в ЕС компании, способной декларировать и платить НДС — для малых предприятий, отправляющих товары на сумму менее €150 в ЕС.
Анализ, проведенный Aston Business School, показывает, что экспорт в ЕС на 26% ниже, чем он был бы без нетарифных барьеров, налагаемых TCA. Произошло резкое сокращение ассортимента продаваемых товаров — с 70 000 до 42 000 — с момента вступления в силу новых правил.
Правительство заявило, что торговая сделка Brexit была «крупнейшей в мире сделкой о свободной торговле с нулевыми тарифами и нулевыми квотами».
«Несмотря на сложные глобальные экономические препятствия, торговля между Великобританией и ЕС восстанавливается. По последним данным торговля Великобритании как со странами ЕС, так и со странами, не входящими в ЕС, превышает уровни до пандемии», — сказал представитель правительства, добавив, что экспортерам была оказана практическая поддержка с торговыми договоренностями после Brexit.
По материалам: The Guardian, BBC, Financial Times