Вино

Винные путешествия

Винные путешествия – это нечто особенное, ни с чем не сравнимое удовольствие. Праздник хорошего вкуса – вина, еды, познаний, общения, юмора. Непременно складывается отличная компания. К тому же cвятой Винсент – покровитель виноградарей и виноделов – всегда присматривает за нами, страждущими понять тайну вина, и дарит нам отменную солнечную погоду.

Луна работает

Лично меня вино интересует только в контексте антропологии. Пласты истории, культуры, традиций, преемственность поколений, знатные роды, голубая кровь либо, наоборот, крестьянские корни, упадок и возрождение, великие клиенты… Неизменным остается только одно – душа и труд винодела. Они всегда отражены в вине.

Винных маршрутов множество. Начиная от французских классических роскошных замков Бордо и пронизанных духом аристократизма шампанских домов до хранящих присутствие греков и римлян тосканских и пьемонтских холмов в Италии, чарующих склонов Мозеля и Рейна в Германии, стремительно развивающихся бодег в Испании, заканчивая новосветской экзотикой в Чили, Аргентине и Новой Зеландии.

Не так давно, в сезон сбора белых трюфелей, мы съездили в Пьемонт, где нас ждали золотая листва виноградников, синее небо днем и звездное – ночью, снежные вершины Альп, легкая дымка тумана, средневековые городки, незабываемые встречи с виноделами, шелк зрелого Бароло и волнующие флюиды белого трюфеля.

Бароло (Barolo) – это название красного вина из сорта винограда Неббьоло (Nebbiolo). В природе сложно найти равных Бароло и белому трюфелю. Величие их обусловлено тесной связью с местностью, где они рождаются, выраженной в абсолютной гармонии с землей.

Наше путешествие началось с гастрономической Мекки Италии – Альбы. Каждый год здесь с октября по середину ноября проходит ярмарка Fiera del Tartufo Bianco d’Alba (www.fieradeltartufo.org) с программой всевозможных мероприятий и уличной торговлей деликатесами из Пьемонта. Центр действа – крытый павильон Mercato del Tartufo, где можно купить сертифицированный трюфель (Tuber magnatum).

Эксперт на рынке

Трюфели известны с древности. Для античных людей трюфель был полон таинственности, они считали его пищей богов и мощным афродизиаком. В Средние века трюфель объявили проявлением дьявольской силы… О нем вспомнили всего лишь около двух столетий назад.

В сущности, трюфель – это вид подземных клубневидных грибов. Единственный деликатес, который нельзя вырастить в искусственных условиях. Он невзрачен и непредсказуем. Может быть как с горошину, так и с футбольный мяч. Но в определенный момент у него появляется знаменитый аромат, который описывают как запах гниющей листвы, чеснока, заплесневелого сыра, травы. Именно этот аромат, как утверждают ученые, оказывает на животных и людей такое же влияние, как феромоны противоположного пола. Говорят, Байрон держал трюфель на письменном столе. Для вдохновения. Лучшим и самым ценным считается белый трюфель из пьемонтских лесов Ланге (Langhe) и Роеро (Roero).

Последующие два дня были посвящены исследованию лучших виноделен Пьемонта.

Domenico Clerico. Monforte d’Alba

В очертаниях футуристической конструкции сложно заподозрить винодельню. Войдя внутрь, мы застали нескольких рабочих, отмывающих бочки. Один из них, седовласый во флисовой толстовке, оказался самим Доменико Клерико. Его вина завораживают своей сложностью и одновременно простотой, выверенным чистым звучанием. Было особенно приятно дегустировать их в огромном, застекленном от пола до потолка и залитом солнцем пространстве с захватывающим дух видом на Альпы. Доменико излучал абсолютное спокойствие и полное удовлетворение жизнью. И было сложно не поддаться его обаянию и харизме.

Равиоли с трюфелем

Azienda Paolo Scavino. Castiglione Falletto

Нас встретила красавица Энрика, дочь и правая рука винодела Энрико Скавино и правнучка основателя хозяйства Паоло Скавино. Философия хозяйства – single vineyard crus – вино с отдельного виноградника. Постоянное стремление к совершенству, строгость, элегантность и свежесть – квинтэссенция вин Скавино.

Fontanafredda

История поместья и винодельни Фонтанафредда началась в 1858 году, когда Витторио Эмануэле II, первый король Италии, купил это имение – охотничьи угодья – для своей загородной резиденции. Но очень скоро здесь начали производить красные вина из Дольчето, Барберы и Неббьоло. В наши дни хозяйство Fontanafredda по праву входит в число лучших производителей Пьемонта.

С этим местом связана романтичная история любви Витторио Эмануэле и девушки незнатного происхождения, красавицы Розы. Для нее в поместье был построен роскошный палаццо – Villa Contessa Rosa. В угловом зале, где столовались влюбленные, для нас и был сервирован эногастрономический ужин в сопровождении вин из местных подвалов.

Утро следующего дня началось с Barbaresco – это городок и зона DOCG для производства красных вин из того же Неббьоло. Это младший брат Бароло, но прочно занимающий свою нишу в Пьемонте. Здесь мы посетили винодельню Produttori del Barbaresco – первоклассный кооператив, объединяющий около 50 виноградарей. Великолепная линейка ярких фруктовых вин с потенциалом хранения и дальнейшей эволюции.

Roberto Voerzio. La Morra

Красивое поместье на холме, с которого открывается потрясающий вид на пьемонтские дали и Альпы. Роберто Воерцио называют жестким, непоколебимым экспериментатором и убежденным приверженцем низкой урожайности. Филигранная работа, доведенная до абсолюта. Сила духа винодела запечатлена в чертах его лица и осанке. Характер Воерцио передается его винам. С первого дегустационного глотка стало ясно, что это хозяйство обласкано Паркером. Мощь и невыразимая концентрация.

В завершение путешествия для нас была организованна частная охота на трюфели. Темный лес, вековые дубы вперемежку с молодой порослью, пятна света от наших фонариков, охотник Beppe – внешности оперного тенора, только весь измазанный землей, его реактивная собака Luna и наше детское ожидание чуда. Искусству trifulau нельзя научиться из книг. Оно строится на тысяче маленьких секретов и деталей, которые ревностно охраняются и передаются от отца к сыну. За полтора часа было найдено три маленьких трюфеля – два черных и один белый. Вначале мы были скептически настроены относительно правдоподобности мероприятия. Но плотность грунта и тугие корни растений указывали на то, что все «по-честному».

Конечно, такие путешествия оставляют долгое и приятное послевкусие. И мне хочется пожелать вам в наступившем году новых винных встреч, знаний, ощущений и открытий.

Leave a Reply