Интервью

Валентино Монтичелло: истина в этикетке

Что будет, если соединить вместе три страсти и одно хобби? В случае Валентино Монтичелло – арт-коллаж. Профессиональный сомелье, Валентино всю жизнь самозабвенно любил троицу – вино, оперу и изобразительное искусство.

Страсть к изысканным винам легко объясняется генетикой: дед Валентино был виноделом, а родители держали отель и ресторан в Виченцо – дары Бахуса и хорошая итальянская кухня всегда были неотъемлемой частью жизни семьи. Так что, когда Валентино выбрал карьеру сомелье и в конце 1950-х отправился завоевывать мир в Лондон, Монтичелло не возражали. Долгие годы он проработал в Club 21, пока в один судьбоносный вечер не встретил там владельца частного клуба Harry’s Bar, славящегося лучшей в Лондоне итальянской кухней. Вскоре Монтичелло был приглашен на пост главного сомелье в знаменитый клуб. Обширные знания и любовь Монтичелло к винам находили реализацию на рабочем месте, а после службы он спешил в студию, где нередко ночи напролет проводил за рисованием. Свой первый заказ – настенную роспись в доме престарелых – Валентино исполнил в технике коллажа, заменив краски… винными этикетками. Подобно итальянскому мастеру XVI века Джузеппе Арчимбольдо, составлявшему свои изображения из овощей, фруктов, цветов и многих других предметов, Валентино использовал в качестве строительного материала для своих коллажей сотни этикеток – благо к тому времени он был обладателем огромной коллекции этих маленьких дизайнерских шедевров со всего мира. Постепенно созрела идея связать работы с оперной тематикой, и тут феноменальная память Валентино на либретто дала свои плоды. С воодушевлением проштудировав более 2000 опер, он нашел множество сцен, в которых герои предаются возлияниям. Создать из винных этикеток коллажи этих сцен было лишь вопросом времени. Работы Монтичелло нашли своих почитателей и коллекционеров: в 1992 году 40 коллажей, представленных в частной галерее в Лондоне, были проданы в течение нескольких часов, в 2002 году прошла выставка его работ в Национальной галерее. Экспозиция была приурочена к выходу книги сомелье-художника под романтическим названием «Опера и Вино – Вино в Опере».

Валентино, многие годы вы успешно работали сомелье. Когда вы начали заниматься коллажами? Как возникла эта идея?

Я начал создавать коллажи в довольно зрелом возрасте – перед самым уходом на пенсию. Конечно, рисовал я с детства, постоянно делая эскизы пейзажей, людей. И надо сказать, у меня это получалось довольно хорошо, мне очень пригодился этот опыт при создании коллажей. Второй моей любовью была классическая музыка. Ребенком я часто слушал музыку и был просто влюблен в оперу – к примеру, знал наизусть всю «Чио-Чио-сан». Затем были оперы Доницетти, Россини, Вагнера, Сибелиуса и многих других композиторов. Впоследствии, работая сомелье, я имел доступ к прекрасным винам. И хотя я не был богатым человеком и не мог их приобрести, я решил хранить на память этикетки этих редких вин. Так я стал коллекционером. В моей коллекции много уникальных винных этикеток XIX и XX веков из разных стран мира. В один прекрасный день я подумал: я умею рисовать, люблю искусство и оперную музыку, знаю многие оперы, при этом моя профессия сомелье сделала меня знатоком вин. Как соединить эти увлечения и знания воедино? Так возникла идея создания картин на темы арий из моих любимых опер, в которых герои пьют вино. А что может быть лучшим материалом для воплощения такой темы, чем винные этикетки?!

Создавая коллаж к определенной арии, вы используете этикетки вин, производимых в стране, где разворачивается действие оперы?

Да, причем иногда это не только страна, но и конкретная область в ней. К примеру, во Франции вина из Бургундии, Прованса, Шампани и других частей страны знамениты по-своему, и я использовал этикетки вин этих регионов в коллажах к разным операм.

Некоторые из ваших работ напоминают разработки худож-ника-сценографа. Вам приходилось заниматься театральным дизайном?

Да, несколько раз мои идеи использовались в сценографии.

Сколько времени уходит на создание одного коллажа?

Обычно это занимает довольно много времени, особенно если задумана сцена с большим количеством действующих лиц. Хотя бывали случаи, когда я делал коллаж всего за несколько дней – как, например, к опере на музыку Моцарта «Похищение из Сераля». Действие происходит в Турции, и я использовал для коллажа этикетки турецких вин. Для коллажа на тему оперы «Евгений Онегин» я взял преимущественно этикетки грузинских вин (в эти времена Грузия была частью России), а также массандровских и молдавских вин.

Бывали ли в вашем творчестве ситуации, когда хотелось сделать работу на тему вин какой-то страны, но там не было подходящей оперной музыки или, наоборот, была музыка, но в стране отсутствовала традиция виноделия?

Да, к примеру, есть много хороших новозеландских вин, но мне неизвестны оперы, связанные с этой страной. Или другая очень важная «винная» страна – Австралия. Мне так хотелось найти оперу для нее! И мне это, в конце концов, удалось: я сделал коллаж к опере «Voss» австралийского композитора Ричарда Мийла. Великолепная музыка, в которой использованы английские и шотландские баллады.

Возвращаясь к вашей основной профессии: за долгую карьеру сомелье вы испробовали огромное количество различных вин. Есть у вас любимое вино?

Мне приходилось пить множество игристых вин, но шампанское есть шампанское, оно уникально! Что касается других вин, я люблю бордо – Bordeaux Chateau d’Yquem в особенности.

А какого года?

Для этого вина год не имеет особого значения, Chateau
d’Yquem разных лет мало отличаются друг от друга. Впрочем, при современных мировых технологиях винтаж различных сортов вин не имеет такого определяющего значения, как раньше.

Какие рекомендации вы могли бы дать при выборе вин?

Как в каждом деле, надо научиться различать хорошие вина. Цвет, запах, вкус – важнейшие критерии. Мне повезло побывать на многих винных ярмарках и попробовать многие необычные сорта вин в обществе серьезных специалистов в этой области. На аукционах
Christie’s бывали прецеденты, когда цена бутылки редкого вина достигала 106 тысяч фунтов! Помню, в 1970-е годы мне пришлось открывать бутылку вина 150-летней выдержки, ее цена была около £6000. Оказалось, что внутри жидкость коричневатого цвета. Ее можно было пить, конечно, но это было не вино – напиток утратил свой вкус, цвет, запах. За годы я перепробовал много старинных вин, прекрасных и ужасных, и пришел к выводу: если вы открываете старое неизвестное вино, его надо пить сразу после того, как наполнили бокал; иначе вкус и запах улетучатся.

Когда мы жили в Советском Союзе, у нас не было возможности пить французские или испанские вина, и самыми лучшими считались вина из Грузии. Ваше мнение, как сомелье, о грузинских винах?

Как вы сказали, долгое время Грузия производила вина исключительно для Советского Союза. В те годы они не слишком заботились о качестве своих вин.

Однако не следует забывать, что у этой страны очень древние винодельческие традиции – ведь легендарная Колхида, куда плавали за золотым руном аргонавты, это и есть древнейшая Грузия. Так что первые вина скорее всего родом из Грузии, да еще, может быть, из Персии. В последние годы в стране было очень много сделано для того, чтобы улучшить качество местных вин. И это принесло плоды: красные грузинские вина, которые я пробовал недавно, не уступают хорошим австралийским или даже французским винам. На мой вкус, в белых грузинских винах слишком много кальция, что, может быть, связано со способом их хранения. Однако в целом нынешнее качество вин Грузии на много порядков выше, чем было в 1970-е, когда я пробовал их впервые.

Вы часто бываете в оперных театрах?

Я сам человек не слишком богатый, но у меня есть состоятельный друг – большой любитель оперной музыки. В течение 40 лет он постоянно приглашает меня на спектакли. Вместе с ним я смотрел последнее выступление Паваротти, Пласидо Доминго, многие спектакли и особые представления, на которые невозможно достать билеты – причем не только в Британии, но и в других странах. Начиная с 1960-х, я слушал массу классической музыки: бывал на концертах Ростроповича, Рубинштейна и многих исполнителей мирового класса.

В 1992 году ваши коллажи были представлены на выставке в Национальной галерее в Лондоне; в 2009 году во Флоренции в Uffizi Library состоялась конференция, посвященная вашим работам «Мир Валентино Монтичелло». 74 ваши работы опубликованы в книге ««Опера и Вино – Вино в Опере». А где сейчас в Лондоне можно увидеть ваши работы?

Я никогда не отдаю свои произведения в галереи. Однако фирма «Rozenstiel and Guidot» продает постеры с моими работами – качество печати просто великолепное! Кроме коллажей к операм я делаю натюрморты, работы на мифологические темы, пейзажи, портреты, а также композиции для журналов.

Leave a Reply