Арт-ГидВыставкиИскусствоКультура

Премия Тёрнера 2017

В этом году в самой престижной британской премии в сфере современного визуального искусства Turner Prize произошли перемены – отменили возрастной порог для номинантов. Хотя изначально премия и не предусматривала ограничений по возрасту (со дня основания в 1984 г. и по 1990 г. художников награждали независимо от даты рождения), в 1991 году правила изменились – в число номинантов могли попасть лишь авторы до 50 лет.

Нынешний пересмотр критериев отбора был воспринят с энтузиазмом. Директор Tate Britain Алекс Фаркухарсон, возглавляющий жюри Turner Prize, отметил: «Мы хотим показать, что художник может совершить прорыв в любом возрасте». Напомним, что премия Тёрнера ежегодно присуждается британским или базирующимся в Великобритании художникам за выдающиеся выставки и проекты, представленные в последние 12 месяцев. В финал конкурса проходят четыре автора; победителю вручают £25 тыс., трое остальных получают по £5 тыс. В разные годы премией были отмечены Дэмьен Хёрст, Трейси Эмин, Аниш Капур, братья Чапмены, Гильберт и Джордж, Рэйчел Уайтред, Крис Офили.

Выставка номинантов Turner Prize 2017 представлена в Ferens Art Gallery города Халл (Kingston upon Hull, Hull) в Восточном Йоркшире. Именно Халл был избран столицей культуры Великобритании 2017, и экспозиция работ кандидатов и будущее вручение премии Тёрнера – лишь часть обширной годовой программы мероприятий, призванных привлечь внимание к городу.

Теперь, когда снят возрастной порог, и утихла суета вокруг поиска новых звёзд и скандальных работ, шорт-лист премии кажется более зрелым и разнообразным: представлены живопись, скульптура, инсталляции, коллажи, принты и фильмы. Кураторы попытались вписать выставку номинантов в пространство постоянной коллекции галереи, установив связь между искусством прошлого и современным. Не мне судить, насколько это удалось, но сама идея действительно интересная: стремление объяснить широкой публике, что творения сегодняшних художников, часто разрушающие рамки стереотипов и границ, всё же остаются искусством, весьма актуальна и жертвенна.

Rosalind Nashashibi. Electrical Gaza, 2015. Photography by Emma Dalesman, Animation by Visitor Studio,Produced by Kate Parker, Loaned from Rosalind Nashashibi

В работах четырёх кандидатов на премию – Любаины Химид, Харвина Андерсона, Андреа Бюттнер и Розалинд Нашашиби – прослеживается некая общая тенденция,  наметившаяся в концептуальном искусстве – крен в сторону осмысления и осознания сложнейших запутанных социальных, политических, идеологических, расовых проблем и конфликтов, сотрясающих мир вокруг нас. Художники – такие же невольные свидетели происходящего, как и все мы, и, если только сознательно не исключают себя из общества, не могут не реагировать на его проблемы в своем творчестве. Что не имеет ничего общего с агитационно-политическим или пропагандистским искусством – времена творцов-провидцев прошли и «глаголом жечь сердца людей» современные художники или не могут, или не хотят. Кураторы и критики пытаются реагировать на сложившуюся ситуацию, отразить её: кто-то видит в этом явлении тренд, моду, флирт с художником, кто-то – честную реакцию на реальность.

62-летняя художница Любаина Химид родилась в Занзибаре, изучала театральный дизайн и историю культуры в Лондоне. Самая запоминающаяся работа Химид на выставке – огромная инсталляция-парафраз на серию картин знаменитого английского художника 18 века Уильяма Хогарта «Модный брак». Композиция выстроена как условная сцена-декорация с вырезанными из фанеры и картона плоскими фигурами в человеческий рост. Намеренно грубо и примитивно размалёванные, на грани поп-арта и заборных надписей, с множеством цитат и фотографий из газет времен Маргарет Тэтчер, а также альтер эго самой Любаины в виде персонажа чёрного слуги, эти пародийные силуэты не только дань искусству сатиры и карикатуры, но и размышления о проблемах, не потерявших актуальность с времён Хогарта. Темы расы и насилия художница поднимает в работе «Тяжело проглотить: Ланкастерский обеденный сервиз». Предметы китайского фарфорового сервиза 18 века она использует как «холст», представляющий  реакции людей того времени по поводу отмены рабства: поверх кувшинов и супниц нарисованы темнокожие слуги, на тарелках – торговцы, аболиционисты и либералы: одни – счастливы, другие – рыгают от шока и возмущения.

Работы художника ямайского происхождения Харвина Андерсона из Бирмингема, направлены в прошлое и будущее: в одной серии полотен –  пустынная парикмахерская его отца в Мидландс, в другой – буйные зелёные заросли древней Ямайки, рождённые воображением художника. Андерсон использует приём монтажа, соединяя в фантазийные композиции рисунки и фото мест, расположенных за тысячи километров друг от друга, воспоминания детства и представления о неизведанных пейзажах, которые мечтает открыть.

Трудно сказать, станет ли обладателем премии Тёрнера Любаина Химид, Харвин Андерсон или художница Андреа Бюттнер, чьи работы отличаются многоликостью визуального языка. Мне бы хотелось, чтобы премию присудили Розалинд Нашашиби, представленной на выставке двумя фильмами. Её лента «Сад Вивиан» – тонкий поэтичный сотканный из нюансов фильм о двух стареющих австрийских художницах-эмигрантках – матери и дочери, живущих в полном воспоминаний доме, затерянном в джунглях Гватемалы.

Имя победителя Turner Prize 2017 мы узнаем 5 декабря.

Turner Prize 2017

26 сентября – 7 января 2018

Ferens Art Gallery

Queen Victoria Square,

Carr Ln, Hull HU1 3RA

www.hullcc.gov.uk/ferens