Арт-ГидВыставкиИскусствоКультура

«Вульгарность: переосмысление моды»

Walter Van Beirendonck. Hat: Stephen Jones. Autumn/Winter 2010 – 2011. © Ronald Stoops

Галерея искусства культурного центра «Барбикан» выстрелила задиристой и умной выставкой «Вульгарность: переосмысление моды». Готовьтесь к дразнилкам и вызову вашему пониманию хорошего и дурного вкуса в моде!

Как мутировало понятие вульгарности на протяжении столетий, где проходят границы хорошего вкуса и отсутствия такового, как китч и осознанные вульгаризмы становятся инструментами дизайнеров моды – обо всем этом размышляют кураторы яркой провокационной экспозиции, развернувшейся в залах Барбикана. Материал для исследования подобран впечатляющий: концепция критика Джудит Кларк и психоаналитика Адама Филипса охватывает 500 лет истории моды, свыше 120 экспонатов и представляет работы более 40 дизайнеров. От исторических костюмов эпохи Возрождения – до дерзких работ звезд современного дизайна: Александра Маккуина, Вивьен Вествуд, Марка Джейкобса, Жана Поля Готье, Карла Лагерфельда, Джона Гальяно, Малкома МакЛарена, Алессандро Микеле, Маноло Бланика, – и ведущих домов моды: Christian Dior, Miuccia Prada, Christian Lacroix, Jeanne Lanvin, Moschino, Schiaparelli, Chloé, Viktor & Rolf, Louis Vuitton и т.д. В экспозиции не только одежда от кутюр, прет-а-порте и аксессуары, обувь, но и артефакты, манускрипты, фотографии и видео.

В этом сложносочиненном, неоднозначном, иногда шокирующем лабиринте моды кураторы ведут нас, рассматривая по пути многообразные аспекты «вульгарности»  и ее проявления в стилях и нашем ежедневном бытии. Так что же значит в конечном итоге слово «вульгарность»? Джудит Кларк дает 11 определений этого понятия, разделенных на категории, а хлесткие характеристики психоаналитика Филипса типа «Вульгарность разоблачает скандал хорошего вкуса» остроумно комментируют экспозицию. «Вульгарность – важный ингредиент жизни, полный энергии. Немного плохого вкуса, как щепотка паприки, согревает, насыщает, полезно для физического здоровья. Я думаю, мы можем побольше использовать такие специи», – говорила Диана Вриланд в свою бытность редактором американского Vogue.

Со значением слова «вульгарный», особенно в русском переводе, нескладушек хватает. Словарь Ожегова трактует его как «пошлый, грубый, непристойный, упрощенный до искажения опошления». Между тем изначально слово vulgarе в переводе с латыни обозначало «обычные люди», обыкновенные, простые. Эта трактовка и сегодня используется в латинских названиях растений и трав. Теперешнее определение, демонстрирующее дурной вкус, возникло как указывающее границу того, что приемлемо в высшем обществе, а что – нет. Явно – классовая подложка сути понятия, менявшегося со временем. Кларк говорит: «Концепция вульгарности – это всегда об охране классовых границ. Вот почему мы включили в экспозицию книги XVI века об этикете. В них идея о том, что вульгарно, а что – нет, доведена до смехотворного абсурда».

Кураторы сталкивают модели одежды разных эпох и стилей, показывая, как эволюционировало понятие хорошего и плохого вкуса, и то, что считалось абсолютно неприемлемым в один период, становилось чуть ли не эталоном в другую эпоху. На выставке – перекличка, иронический диалог современных дизайнеров с классическими стилями – часто на грани китча и издевки, смещение понятий высокого и низкого. Вот платья, словно сошедшие с рельефов античных храмов и скульптур, с тяжелыми складками, подчеркивающими вертикали колон – «Платья в греческом стиле Madam Gres». А рядом с этими одеяниями нимф – как легкий шлепок – два бодисюта: «Ева» Вивьен Вествуд (1989) – телесного цвета костюмчик с вышитым на интимном месте фиговым листком, и модель Вальтера Ван Берендонка – полупрозрачный мужской бодисют с карикатурно нарисованной черной контурной линией «атлетической мускулатурой» – издевка над стереотипом «мачо».

Еще одна работа экстравагантного бельгийского дизайнера – Elephant Outfit (коллекция Take a ride) – убедительно демонстрирует как ирония и сюрреализм становятся альтернативой традиционным нормам: манекен в гигантской красной шляпе от дизайнера Стефана Джонса, напоминающей о Безумном Шляпнике из «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла, одет в пиджак и юбку, из-под которой  торчит голова слона, с бивнями и набитым ватой хоботом, явно вызывающим ассоциации с пенисом. Шокирующий эффект этого «Слоновьего костюма» не менее силен, чем впечатление чистоты и невинности от строгих темных платьев с белоснежными кружевами, которые носили юные пуританки в XVI столетии.                                                                  

Вообще, дизайнеры, способные перевернуть устоявшиеся понятия, придать им новый твист, играя с правилами этикета, в экспозиции в особом почете.   Современные модельеры охотно идут на провокации, и на подиумах модных показов сегодня много иронии и юмора. Одним из лейтмотивов выставки может служить работа известного фотографа Дэвида Лашапеля: портрет женщины, втягивающей носом полоску бриллиантовой пыли, напоминающей кокаин. Остроумный образ зависимости от трендов, своего рода «наркозависимости», отражающий климат мира моды.

Выставка «Вульгарность: переосмысление моды» – провокационное, красочное, ироничное шоу, задающее вопросы и ненавязчиво предлагающее ответы. Интересно, совпадут ли они с вашими границами вкуса?

The Vulgar

Fashion Redefined

до 5 февраля 2017

Art Gallery, Barbican Centre

Silk St, London EC2Y 8DS

www.barbican.org.uk

Leave a Reply