Лондон

The Tower House

Один из самых популярных национальных архитектурных стилей викторианских времен – неоготика – в XIX веке широко распространился по Британской империи. Только в Лондоне неоготический облик имеют Вестминстерский дворец, Королевский суд, вокзал Сент-Панкрас, Мемориал принца Альберта и многие другие общественные здания, мосты, школы, ратуши и т. д. Строили в этом стиле и частные дома: один из самых ранних эклектичных примеров – загородная вилла Строберри-Хилл, возведенная по заказу автора первого готического романа Хораса Уолпола. А вот Tower House в районе Холланд-парк – самый законченный действующий пример жилого дома в стиле неоготики.

Факт вполне закономерный, ведь строил его как собственный дом известный зодчий, исследователь и путешественник Уильям Бургес. Это здание было итогом его двадцатилетней архитектурной деятельности. Эпоха Средневековья всегда манила Бургеса. В молодости он много путешествовал по Европе и Среднему Востоку, впитывая загадочный мир исламской культуры и ранней готики. «Все архитекторы должны путешествовать, но арт-архитекторы – в особенности. Им абсолютно необходимо понять, как различные художественные проблемы решались в разные периоды истории архитектуры», – утверждал Бургес. Сам он отдавал предпочтение французской архитектуре XIII века с вкраплением элементов византийского зодчества. Большое влияние оказала на Бургеса и полихромная версия Средневековья в интерпретации архитектора Пюджина. Как и многие другие зодчие викторианского времени, включая прерафаэлитов и участников движения «Искусство и ремесла», Уильям считал, что уход в некую идеализированную эпоху возрождения социальных и архитектурных ценностей Средневековья поможет противостоять бездуховности времени настоящего с его надвигающейся индустриализацией и засильем классицизма в архитектуре.

В 1864 году Бургес встретил патрона своей мечты – третьего маркиза Бьюта. Не то чтобы архитектор нуждался в средствах – его отец, успешный морской инженер, собрал солидный капитал, позволивший Уильяму не только вволю путешествовать и получить солидное архитектурное образование в Kings College, но и – самое главное! – не зависеть от заказчиков. Судьбоносность встречи с молодым де Бьютом заключалась в другом: образованный маркиз, знавший около двух десятков языков, вполне разделял взгляды архитектора на искусство и зодчество. И дал Бургесу возможность реализовать свое мировоззрение в грандиозном проекте – реконструкции и оформлении Кардиффского замка, ставшего одним из важных достижений неоготики в Британии. Среди других известных зданий архитектора – Castell Coch и Park House (Кардифф), собор в Корке (Ирландия), Gayhurst House (Букингемшир), церковь Христа Вседержителя и церковь Святой Марии (Йоркшир). Ряд проектов с его участием остались нереализованными.

Свой дом – Tower House (1875-1881) – Бургес задумал как дворец искусств, концептуально отличавшийся от жилищ его соседей, преуспевающих художников «круга Холланд-парк» – Фредерика Лейтона, Джорджа Уоттса, Луки Филдса. Здание Бургеса скорее напоминает французский средневековый городской дом, увиденный глазами приверженца неоготики. Да, Бургес строил свой дом на основе глубоких познаний в средневековой архитектуре, но сумел избежать застывшей музейной копии. Tower House – прежде всего фан, одно из самых красочных и разукрашенных зданий викторианской эпохи, своеообразное игрушечное Средневековье, где переплелись геральдика, аллегории, диковинные животные, сказка и театр. Это очень личный по характеру дом – церковь, замок и театр в одном лице.

Коническая вертикаль башни – доминанта трехэтажного здания из красного кирпича. Каждая комната Tower House имеет свою иконографию и тему. Холл посвящен времени, столовая – славе, библиотека – любви, гостиная – свободным искусствам, комната для гостей – Земле, а вот для своей холостяцкой спальни архитектор выбрал тему моря. Весь потолок в этой комнате усеян маленькими выпуклыми зеркалами, отражающими свет свечей, горевших на устроившейся на каминной полке русалке. Дом полон сюрпризов – к примеру, специальная комната для коллекции доспехов и оружия, большим любителем которых был Бургес. Или детская – довольно неожиданная вещь в доме холостяка. А в облицованной девонширским мрамором столовой проходит прекрасный фриз из глазурованной плитки со сценами из любимых детских сказок – «Красная шапочка», «Джек и бобовый стебель», «Синяя борода» и т. д. Росписи, мозаики, витражи, живопись, скульптура, гобелены, инкрустация, резьба, расписная плитка, эмали, металл, камень, дерево – дом вибрирует цветом, фактурами, фантазией. Чего стоит один камин под названием «Вавилонская башня» в библиотеке или не уступающий ему в оригинальности камин в гостиной с хороводом фигур – персонажей популярной книги французского Средневековья «Роман о розе» – кодексе любви аристократов XIII века.

Бургес лично проектировал не только средневековый дизайн интерьеров, но и многие предметы мебели и оформления дома. Современник писал, что талант и знания архитектора распространялись на все составляющие здания – он с одинаковым вниманием работал над дизайном кубка или замка. Многочисленная команда художников и мастеров-ремесленников трудилась многие годы, воплощая в жизнь средневековые фантазии Бургеса. Только смерть архитектора в 1881 году прервала его работу. Одними из последних гостей, посетивших Бургеса, были Оскар Уайльд и американский художник Уистлер.

Дальнейшая судьба дома – вплоть до покупки его в 1969 году известным английским актером Ричардом Хариссом – была незавидной: некоторые детали интерьера переделали, содержимое рассеялось, дом опустел. Харрис начал серьезную реставрацию по восстанавлению утраченного, которая продолжается и по сей день. Сегодняшний владелец Tower House – рок-музыкант, композитор, лидер Led Zeppelin, один из лучших гитаристов мира Джимми Пейдж. И хотя музыкант купил дом еще в 1972 году, он говорит, что все еще открывает для себя здесь что-то новое: «Внимание Бургеса к деталям поражает и вдохновляет. После 20 лет жизни здесь я все еще нахожу что-то новое – вдруг обнаружил рисунок маленького жучка на стене и тому подобные вещи… Это радует!»

The Tower House
29, Melbury Road, London W14


View Larger Map

Leave a Reply