СтильСтиль жизни

Истоки стиля

Что такое стиль и как быть стильным, в наше время знают все. Людей в буквальном смысле этого слова измучили советами «по стильности» интернет-издания, реклама и телепрограммы. Само слово «стиль», как и его производные, от столь частого употребления потеряло всякий смысл и превратилось в пустой звук, едва ли не в слово-паразит, которым пытаются приукрасить свою речь малообразованные люди.

«Стильненько так вчера в кафе посидели», – услышала я на днях обрывок чужого телефонного разговора. Что это значит? На каком языке говорила девушка?

В современном обществе зачастую понятие «стиль» трактуют как элемент некоего классового разграничения, принадлежности к «высшей касте» – кругу финансово состоятельных людей, которые могут себе позволить ходить в определенные рестораны, магазины, салоны красоты, даже если они им и не очень нравятся или кажутся непомерно дорогими, но – надо. Есть такое слово в кругу «стильных людей».

На самом же деле энциклопедии, словари и иные авторитетные источники знаний трактуют понятие стиля в различных аспектах примерно так:

1. Совокупность черт, близость выразительных художественных приёмов и средств, обусловливающие собой единство какого-либо направления в творчестве, например, абстрактный стиль в живописи, готический стиль в архитектуре, эпистолярный стиль в литературе.

2. Метод, совокупность приемов какой-нибудь деятельности человека, его поведения – стиль катания, плавания, вождения автомобиля; стиль общения, мышления, стиль менеджмента.

3. Совокупность приёмов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в разных обстоятельствах, то есть стиль речи, слог (научный, просторечный, официально-деловой).

4. Средства художественной выразительности, определяющие своеобразие творчества писателя или отдельного произведения, а также общность художественных приемов, характерных для какого-либо литературного жанра, направления, школы, эпохи – это литературный стиль.

Гораций

Кроме того, слово «стиль» используется как способ летоисчисления – православные праздники отмечаются по старому стилю. И только в конце этого длинного умного списка можно поставить «стиль» в смысле моды, дизайна и развлечений. Многогранность понятия «стиль» до сих пор до конца не изучена и вызывает дискуссии в разных областях научных знаний, особенно в литературе и философии.

Самые ранние трактовки стиля как гуманитарного знания относятся к литературе и приемам речи. Они дошли до нас в риториках Древней Греции, Рима и поэзии Индии и практически не изменялись до Средних веков. Лишь в ХVIII веке в университетах Европы появилась особая дисциплина – стилистика, которая расширила понятие стиля от индивидуальных особенностей и общепринятых норм речи и письма (то есть литературы, предмета изучения стилистики) до изобразительного искусства, трактуя его уже как отличную от других манеру изображения, художественных приемов творца как обязательное его свойство. Далее понятие «стиль», как и любое историческое явление, развивалось и расширялось.

Что же мы имеем на сегодняшний день в сухом остатке?

По академической трактовке стиль – это «исторически обусловленное эстетическое единство содержания и многообразных сторон художественной формы, раскрывающее содержание произведения». Стиль возникает как результат «художественного освоения определенных сторон социально-исторической действительности… в стиле осуществляется конкретно-историческое единство формы».

Слово «стиль» означает на греческом языке колонну, столб, палку; на латинском stylus – заостренный кол, палка. Из этого общего значения в языке возникло частное: древние римляне называли стилем заточенную костяную палочку для письма на досках, покрытых воском. Такая костяная «ручка» имела на противоположном конце гладкое утолщение, чтобы сглаживать (стирать) на воске то, что нужно исправить. Поэтому слово получило переносное значение: совет поэта Горация писателям «почаще перевёртывать стиль» (stylum vertere) подразумевал более тщательную работу над текстами и редактуру в современном смысле.

Для поэта Апулея стиль – это способ и характер изложения мыслей, а для историка Тацита – особенности слога произведения, его литературная манера. Позднее переносное значение слова полностью вытеснило его точный перевод. В немецком словаре Неринга 1736 года стиль трактуется по Тациту и Апулею. В эпоху Возрождения слово «стиль» стало научно-эстетическим термином, но пока только в области литературы. С XVII века во Франции изучение стиля стало областью филологии – стилистикой – наряду с поэтикой и риторикой как смежными дисциплинами. В начале XVIII века заговорили и о стиле в музыке.

Словарь Неринга различает церковный, театральный и камерный музыкальные стили. Затем стали изучать и классифицировать стили архитектуры и после научно- исторических обобщений, почерпнутых из филологических исследований стиля, появилась на свет «Всеобщая теория изящных искусств» (1771-1774) немецкого ученого Зульцера, где он описывает греческую, римскую, готическую и другие архитектурные манеры (Bauarte), говорит об ионическом, дорическом орденах колонн (Saulenordnung), но пока не применяет к ним понятия стиля, употребляя его только в главе о литературе как способе выражения мысли.

В России стиль как таковой впервые появляется в «Теории трёх стилей» Михаила Васильевича Ломоносова, трактате, который все хорошо знают по школьным и институтским учебникам. В ХIХ веке В. Г. Белинский впервые в России использовал понятие «слог» в смысле литературного стиля писателя или произведения. Это понятие, как и в дальнейшем «функциональная стилистика», делающая акцент на влиянии сознания и сферы общения на формирование различных стилей речи, закрепилось и используется до сих пор в узком понятии стиля.

В европейской же истории революцию в трактовке стиля гораздо раньше совершил немец-искусствовед Винкельман в своей «Истории античного искусства» (1764), где он описал этапы развития древней архитектуры, литературы и скульптуры, применив понятие «стиль». Гёте, которого все знают как великого поэта, был еще и серьёзным искусствоведом: он развил это понятие в кратких заметках 1789 года. Если говорить конкретно о Германии, то в итоге через сотни лет неугасающий интерес к вопросам стиля и его характеристикам привёл к проведению в 1924 году в Берлине специального съезда по эстетике. На нем развернулись оживленные прения прежде всего по вопросу о сущности стиля как исторически обусловленного единства содержания и формы, которое в каждой эпохе имеет особенный, своеобразный характер и при этом в немалой степени зависит от позиции историка, его изучающего, то есть чьей-либо субъективной, а не социально-исторической оценки.

Споры эти не затихают до сих пор. По поводу субъективности люди нередко приводят слова французского ученого и писателя Бюффона: «Стиль – это сам человек», которые можно понимать как «стиль – это отражение личности». Иными словами, человек всегда имеет дело с тем, что создано до него и опирается на традиции, но, оформляя и перерабатывая материал по-своему, переводит его в другие формы – словесные, изобразительные или поведенческие – изобретая тем самым свой собственный неповторимый стиль.

Все ученые сошлись на том, что стиль присущ только человеку и создается в виде комбинации различных частей в едином целом. Такая трактовка понятия наиболее близка современному человеку, особенно в применении стиля к повседневной жизни: ведь именно индивидуальность модельера, дизайнера интерьера, ювелира или архитектора, его особый взгляд и необычность им созданного привлекают нас больше всего. Да, авангард или минимализм не всем по душе, но и стильная классика – это не «бабушкино платье» или квартира, а современная трактовка моды того времени.

Стиль поведения тоже имеет хронологические границы: какие-то манеры остались на века (делать подарки на праздники, подать даме руку, пропустить вперед и др.), а что-то уходит в небытие в связи с изменившимися реалиями или под натиском феминизма и прочих веяний, движений и течений. Всё чаще мужчины помогают нести тяжести или уступают места в общественном транспорте дамам, смущаясь, как будто делают что-то старомодное или не вполне законное. Самые «продвинутые» и вовсе не помогают. Таких примеров можно привести бесчисленное множество, жизнь меняется, и стиль – вместе с ней.

Но сожалеть, на мой взгляд, не стоит. Даже если прекрасным дамам уже не пишут в альбомы стихи, как во времена Пушкина, за их честь, как и за свою, не дерутся на дуэлях, для них не завоевываются государства и не открываются новые континенты, зато у них есть возможность полноценно работать и получать самореализацию не только в супружестве и материнстве. Стиль женщины, многогранной яркой личности, укоренившийся в мире со второй половины ХХ века, – пожалуй, одно из главных достижений эволюции человека.

И как же прекрасно, что свобода выбора – это стильно, доброта и милосердие – очень стильно, забота об окружающей среде как о своем доме – это уже и стиль будущего.

Leave a Reply